Проект указа, разрешающий продавать пустующие дома на селе за одну базовую величину (всего 29 рублей) особенно порадовал владельцев агроусадеб

Ничейный домик за 29 рублей

Новость о том, что в Беларуси подготовлен проект указа, разрешающий продавать пустующие дома на селе за одну базовую величину, а сегодня это 29 рублей, знаю, особенно порадовала владельцев агроусадеб. Они обеими руками «за» — их бизнес получит допразвитие. Ведь с февраля разрешено принимать гостей сразу на двух усадьбах. Подыскать ничейный домик в деревне и отделать в апартаменты, и круг постояльцев можно расширить.

В ходе рабочей поездки в Островецкий район в ноябре 2020 года Президент поручил проработать вопрос об упрощении условий для приобретения пустующего жилья, вплоть до символической цены, для тех, кто это хочет сделать. «У нас море хороших хуторов, деревенек. И в этих деревеньках много пустующих усадеб. Надо эти пустующие усадьбы, неухоженные участки (а их тысячи гектаров) раздать людям за копейки. Чтобы заплатили, но немного. Чтобы в деревне кто-то дачу построил, кто-то для детей, для стариков».

Очень кстати такое нововведение в законодательство и тем, у кого проснулись дедовы гены. Одна знакомая, пожелавшая на пенсии заняться огородничеством, насмотрела себе живописнейшее место на берегу речки, да с оформлением дома получилась канитель. Местные утверждали, что ничейный, а в сельсовете поведали целую эпопею. Свою «спадчыну» выставила на продажу жительница, которая переехала в город к детям. Купили его минчане: уверяли, что для родственника, которому захотелось быть поближе к природе. Новый жилец выписался из столичной квартиры, а в деревне по новому месту жительства так и не зарегистрировался — умер. Простыл след и заботливых племянников. Дом без хозяина, пока искали наследников и оформляли недвижимость, на глазах ветшал. Предстоял еще суд. Подруга было опустила руки, но с появившейся информацией о продаже в определенных деревнях пустующего и ветхого жилья за одну базовую воспрянула духом. Самое главное — упрощенный порядок, который будет прописан в документе. Конечно, необходимо учитывать интересы прежних владельцев. Если собственники не могут ухаживать за своим земельным участком, то нужно узнать причины этого. Заняться должна местная власть.

В республике более 7 тысяч пустующих и ветхих жилых построек — значительно меньше, чем несколько лет назад. Выделяются средства для сноса развалюх, расчистки участков, а земля потом вводится в севооборот. Можно, конечно, возмутиться, почему не строили на века? Но в послевоенное время не хватало стройматериалов. Если лес еще выписывали, то соорудить фундамент было не из чего. Строили на камнях, старых памятниках, разбирали старинные амбары. Но достаточно и добротных построек, что оказались никому не нужными по разным причинам. 

Во время трилогии малой родины много чего приведено в порядок. В 2018 году вступил в силу Указ № 357 «О пустующих и ветхих домах», в котором прописан порядок перехода этой недвижимости в коммунальную собственность с последующей продажей всем желающим. На местах созданы комиссии, которые выявляют такую недвижимость и вносят в Госреестр. Процедура достаточно длительная и требует времени работников сельсовета. Сначала местному органу власти надо признать дом ветхим или пустующим. В течение месяца уведомить хозяина о необходимости восстановления либо сноса в течение года, либо получения разрешения на реконструкцию. Потом должен пройти год. Если собственник за это время не предпримет никаких мер, то далее готовятся документы в суд о признании его бесхозяйным и передаче в коммунальную собственность. Только после решения суда строение готовят к продаже — оформляют документы, определяют рыночную стоимость. Потом организуют аукцион и продают. Но даже эта длинная процедура затягивается, потому что не у каждого из сельсоветов есть деньги на приведение всех бумаг в соответствие с законом. Да и на установление собственников уходят годы и пачки писем. Иногда поиски превращаются в квесты с разгадками семейных тайн и драм.

Во время командировки в Березинский район в одной из деревень жители жаловались, что стоят два заброшенных дома, зарастают бурьяном. Рядом жить неприятно и даже опасно. Случайная спичка — и недалеко до трагедии. Когда-то жилье продали. Переселенцы отметились несколько раз и исчезли. На дверях замок, но выбито несколько стекол в окнах — ветер гоняет занавески, снег залетает внутрь, обваливается штукатурка. Нужно ли жилье владельцам, неизвестно. Даже соседи толком не знают, кто они и где могут находиться. Пока сельсовет ищет.

klimovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter