Ничейная территория

Пришло время навести порядок в гаражных массивах

Пришло время навести порядок в гаражных массивах


В гараже, расположенном в микрорайоне Юбилейный, могилевчанин Иван Петрович не был давно. А приехав, расстроился. Возле его ворот высилась груда мусора...


Кто колеса «потерял»?


— Ежегодно наши специалисты совместно с экологами проводят рейды, направляют председателям гаражных кооперативов предписания с требованиями очистить территорию от мусора, — рассказывает заведующий отделением коммунальной гигиены Могилевского зонального центра гигиены и эпидемиологии Альберт Медведев. — Но хозяева есть не у всех гаражных «поселков».


— Долгое время эти территории были фактически бесхозными, — объясняет первый заместитель главы администрации Ленинского района Могилева Юрий Авдеев. — В 70–е годы, когда создавались гаражно–строительные кооперативы, люди охотно вступали в их ряды, платили взносы. До тех пор, пока шло строительство. Впоследствии за все — несвоевременный вывоз мусора, неуплату налогов — отдувался председатель. Пару штрафов — и человек отказывается от хлопотной должности. А без хозяина все приходило в упадок.


Кто записался добровольцем?


В гаражном массиве возле областной больницы из 4 тысяч 833 гаражей почти половина заброшенных. Навести порядок на такой большой территории непросто. Однако в администрации Ленинского района уверены: дело пошло.


— Указ Президента № 43 «О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок», подписанный в январе, требует: кооперативы, переставшие существовать или не существовавшие вовсе, должны быть восстановлены или созданы до конца этого года, — объясняет Юрий Авдеев. — Конечно, не все владельцы гаражей сразу бегут в кооператив. Отговорки одинаковы: мы столько лет платили налоги на землю и за недвижимость, а теперь еще на вступительные и членские взносы раскошеливаться?! Объясняем: кооперативы создаются для их же блага. Будет хозяин — будет порядок. Заодно разъясняем автовладельцам: земля, на которой находятся гаражи, после образования кооператива перейдет к ним в постоянное пользование.


На метр гаража — кубометр проблем


Образовать кооператив — дело небыстрое. Необходимо провести учредительное собрание, избрать правление, председателя, принять устав, зарегистрироваться, открыть расчетный счет, определить размер вступительных и членских взносов, оформить земельный участок... Из 54 гаражных массивов, расположенных в Ленинском районе, перерегистрировано только 18. Три — на очереди, 20 — создано вновь. Что изменилось? Решила узнать на месте у председателей.


В гаражном кооперативе по переулку Мечникова около 740 «домов» для машин. Добраться до них — не проблема. Дорога хорошая, после капремонта: ни ям, ни ухабов. Но освещения нет, да и мусора хватает.


— Три месяца назад все здесь вычистили, а люди опять набросали, — сетует председатель недавно созданного кооператива «Северный–2008» Александр Корнеев. — Хотя мусорные контейнеры — метрах в трехстах отсюда... Ажиотажа со вступлением в кооператив пока не наблюдается: заявления написали лишь процентов 10 индивидуальных застройщиков. На днях открыли расчетный счет, но денег еще не поступало. Так что даже минимальную зарплату себе начислить не могу, как не могу заплатить и за вывоз мусора. А меня уже прижимают: не подашь до 15 сентября отчет о зарплате — оштрафуем, не вывезешь хлам — тоже. Логичнее было бы, по–моему, дать возможность привести дела в порядок, на какое–то время освободить председателя от штрафов...


Есть и другие нюансы. Знакомый построил гараж без разрешений. Теперь радуется: «Вступлю в кооператив и мою постройку узаконят!» Действительно, таким, как он, чтобы стать членом кооператива (если к самовольному строению нет претензии со стороны санслужбы, пожарных...), надо заплатить лишь вступительный взнос. В его кооперативе — 35 тысяч рублей. Тем же, кто все эти годы исправно платил за аренду земли, — около 180 тысяч рублей. Примерно столько стоит в БТИ отказ от права аренды. Соглашаются не все: обидно!


— Те, у кого нет документов, в кооператив идут охотно, — подтверждает председатель кооператива «Спутник–2008», который возле облбольницы, Светлана Хамрителева. — Законопослушные люди, платившие сначала членские взносы, а после развала кооператива (его здесь создавали 3 или 4 раза) — за аренду земли, раздумывают. Из 4 тысяч 833 владельцев гаражей в кооператив, который мы вновь зарегистрировали в начале апреля, пришли только 500. О половине хозяев вообще ничего не известно. А недавно пришел милиционер и сказал мне: пока вы в вагончике сидели (я заявление о вступлении в кооператив принимала), один из гаражей обчистили, колеса стащили. Мы бы с радостью наняли охрану, если бы были деньги. Но член кооператива платит всего 70 тысяч рублей в год.


Генеральная уборка


— Трудности есть, — соглашается ведущий специалист отдела ЖКХ и благоустройства администрации Ленинского района Могилева Игорь Даньков. — Но я бы назвал их трудностями переходного периода. Желающим отказаться от права аренды, чтобы вступить в кооператив, помочь мы не в силах: деньги им придется платить. Наша задача — содействовать людям, наводящим порядок в гаражных массивах. «Спутнику–2008» поможем: дорожно–мостовое предприятие обещало авансом прогрейдировать дорогу. Кооператив рассчитается, когда появятся деньги. Руководителей санитарной и природоохранной служб, налоговой инспекции просим хотя бы в течение полугода не штрафовать председателей вновь созданных кооперативов, которые активно принялись за работу. У них и без того дело трудное: навести порядок там, где хозяина не было 20 — 30 лет. Будем их поддерживать.


Так будет?


Фото Николая ТИТОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter