Ничейная полоса?

Почему некоторые владельцы участков так и не стали хозяевами
Почему некоторые владельцы участков так и не стали хозяевами

Коттеджный поселок «Могилевгражданпроект» под Могилевом смотрится весьма необычно. Строительство одних домов подходит к завершению, и люди решают, как подвести газ и электричество. Другие участки, хоть и перепродавались по нескольку раз, так и не обрели подлинных владельцев и стоят запущенные, неогороженные.

Через некоторые из них жители ближайших деревень, чтобы сократить путь, протоптали тропинки, а по нескольким повадились ездить большегрузные машины со стройматериалами. Водители рассуждают просто: раз ничего не строится, значит, земля ничья.

И по–своему они правы, хоть ничейной земли не бывает.

...Первые застройщики появились здесь еще лет 12 назад, и несколько семей уже живут в поселке. «Первопроходцам» не позавидуешь: коммуникации вели, не дожидаясь соседей, в одиночку оплачивая многие метры труб и кабеля.

Осенью и зимой обитателям почти нежилого поселка ночевать жутковато, и ждут они не дождутся, когда будут освоены близлежащие земли.

Совсем недавно хозяин одного заброшенного участка все же объявился в поселке, шумно заявив о своем прибытии. Первым делом он обзвонил соседей из тех, кто добросовестно строится, со странным предложением избавиться от участков, продав их каким–то его знакомым. Потом привез и выгрузил у себя ржавую металлическую будку и опять надолго исчез. Чем ему помешали старожилы, непонятно...

Между тем оборотистым землевладельцам вместо того, чтобы прикидывать, сколько можно заработать на перепродаже чужих участков, не мешает задуматься, как сохранить свои. Ведь с 1 января следующего года согласно Указу Президента N 58 «О некоторых вопросах изъятия и предоставления земельных участков», продать землю без строения станет невозможно.

Руководитель Могилевской областной землеустроительной и геодезической службы Михаил Зайцев рассказал, что больше всего подобных неурядиц в окрестностях больших городов, в частности, вблизи областного центра и Бобруйска, где живет большинство желающих обзавестись коттеджами. И это при том, что управу на легкомысленных землевладельцев сегодня найти можно.

На 1 января этого года на Могилевщине было 2.484 пустующих участка на 365 гектарах (нетрудно подсчитать, сколько земли «гуляет» по всей стране), но уже за следующих 6 месяцев перераспределено 208 участков на 29 гектарах, помимо того, что 186 наделов на 35 гектарах возвращено прежним владельцам, СПК и совхозам. Причем сельсоветы самоуправством не занимались, все делалось согласно действующему земельному кодексу.

А уж после предстоящих новогодних торжеств церемониться с теми, кто обзавелся землей «про запас», тем более никто не будет. В последнее время застройщики, не следящие за своими владениями, получают предписания, сельсоветы назначают время, в течение которого еще не поздно построить дом и избавиться от бурьяна. Дальше разговор будет коротким: неосвоенные участки будут изыматься и передаваться нуждающимся. Даже если хозяева успели их приватизировать, руководство кооперативов застройщиков передаст дела в суд и пустующие земли продадут через аукционы.

Между прочим, уже сейчас на торгах земля под застройку просто «улетает», на могилевских аукционах участки покупают в 3 — 4 раза дороже стартовой цены. Кстати, согласно данным областных землеустроителей, могилевским организаторам аукционов радоваться рано: в Бресте, Гродно продажа земли ежегодно приносит городским властям миллиарды рублей прибыли, тогда как в Могилеве выгода за год составила всего лишь порядка 150 миллионов. А ведь во всем мире торговля землей — доходнейший бизнес.

Когда председатель Могилевского облисполкома Борис Батура принимал в Осиповичах граждан, в числе прочих со своей бедой пришел бедняга–землевладелец. Дескать, почему руководство коллектива индивидуальных застройщиков заставляет его доплачивать несколько сотен тысяч рублей за подключение к газопроводу?! А ведь выяснилось, что застройщики, поселившиеся в коллективе индивидуальных застройщиков (КИЗ) первыми, выплатили по 5 миллионов рублей (!), чтобы провести газ в свои дома, и не жалуются. А тем, кто начал строиться позже, оставалось лишь подключиться к общему газопроводу. Их преимущество лишь в том, что начали проводить коммуникации, когда другие давно скинулись на коллективные сети.

В народе говорят грубо, но справедливо: «Всяк тянет в свою сторону». Проще всего сделать вид, что чего–то недопонимаешь. Некоторые делают вид, что все за пределами их двора автоматически бесплатно.

А ведь те, кто вырос в деревне, помнят времена, когда уличные колодцы делались за счет сельсоветов, и в то же время жители сел, собиравшиеся брать оттуда воду, по очереди оставляли «грабарей» на ночлег, кормили и поили.

Тогда почему человек, который ведет 150 — 200 метров газопровода и «запитывается» на 193–м метре, должен отстаивать право на компенсацию?

И почему в одних коттеджных поселках к таким людям идут с уважением за техусловиями подключения к газу, а в других — бегут жаловаться на «капиталистов» по инстанциям?

Во всех КИЗах вблизи Могилева картина схожая: с одной стороны, люди активно осваивают заброшенные участки, с другой — пытаются переложить свои трудности на плечи соседей. Не надо ехать в ближайшие от областного центра Полыковичский или Тишовский сельсоветы, где все то же самое, достаточно прокатиться по городским окраинам, которые еще вчера были деревнями, а сегодня стали частью большого города, — Боровке, Дачному поселку...

В могилевском корпункте «СБ» дама плакала навзрыд, просила войти в положение, заламывала руки. Можно было посочувствовать, но проблема заключалась в том, что соседи подвели газ, а ее, беднягу, попросили компенсировать затраты.

Люди разные. Иные с детства привыкли, что за все удобства должен заплатить сосед. Только времена меняются, и теперь логика подсказывает: платить будет больше не тот, кто первым пришел в поселок, а тот, кто за ним последовал.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter