«Ничей опыт со счетов не сбрасываем!»

ПОСЛЕ того как в Японии землетрясение вызвало взрывы на АЭС «Фукусима-1», в Интернете вернулись к теме строительства атомной станции в Беларуси. Стала раздаваться критика по поводу решения строить АЭС в нашей стране. Что же думают на это счет специалисты? Есть ли повод для волнений? И кому выгодно будировать вопрос в негативном ракурсе?.. Заместитель министра энергетики Беларуси Михаил МИХАДЮК во время встречи с журналистами напомнил, что республика не обладает собственными энергетическими ресурсами, поэтому у нее нет другой альтернативы атомной станции. «Есть критика, но нет конкретных предложений, как обойтись без АЭС», — сказал ответственный государственный чиновник.

Заместитель министра энергетики Михаил МИХАДЮК убедительно разъяснил разницу между безопасностью будущей белорусской АЭС и нынешних японских станций.

ПОСЛЕ того как в Японии землетрясение вызвало взрывы на АЭС «Фукусима-1», в Интернете вернулись к теме строительства атомной станции в Беларуси. Стала раздаваться критика по поводу решения строить АЭС в нашей стране. Что же думают на это счет специалисты? Есть ли повод для волнений? И кому выгодно будировать вопрос в негативном ракурсе?.. Заместитель министра энергетики Беларуси Михаил МИХАДЮК во время встречи с журналистами напомнил, что республика не обладает собственными энергетическими ресурсами, поэтому у нее нет другой альтернативы атомной станции. «Есть критика, но нет конкретных предложений, как обойтись без АЭС», — сказал ответственный государственный чиновник.

ОН ПРИВЕЛ много аргументов и примеров использования альтернативных видов топлива, в том числе местных, для получения электрической и тепловой энергии в Беларуси. Это ветро- и гидроэнергетика, древесина и  древесное топливо, которые используются в малых населенных пунктах. Что касается ветра, то его скорость в Беларуси небольшая. Ветроустановки — неустойчивый источник энергии, могут использоваться всего лишь 2—3 тысячи часов в году. В топливно-энергетическом балансе Беларуси будет задействован и бурый уголь. Так, к 2012 году планируется строительство генерирующего источника на бурых углях.

Однако этого явно недостаточно. Только строительство АЭС поможет обеспечить энергетическую безопасность страны. И позволит сдерживать рост тарифов на энергетику, а может быть, и снизит их, если упадет мировая цена на нефть и газ, считает  заместитель министра энергетики. И в каких-то непредвиденных обстоятельствах, например, если прекратится подача газа, произойдут другие техногенные случаи, станция позволит белорусской энергосистеме работать стабильно. Еще один аргумент — даже страны, которые в избытке имеют нефть и газ, хотят строить АЭС, поскольку углеводородное сырье постепенно исчерпывается.

МИХАИЛ МИХАДЮК уверен: нельзя сравнивать будущую белорусскую АЭС с нынешними японскими, пострадавшими от цунами и землетрясения. У Беларуси будет совершенно другой проект, самого нового поколения. Мы же, скажем, не беремся сравнивать старенький «Мерседес» тридцатилетней давности с суперсовременным автомобилем. В них совершенно разные показатели безопасности и экономичности.

Да, опыт Японии не надо сбрасывать со счетов. Поэтому белорусские и российские специалисты тщательно изучают все особенности, чтобы учесть технические решения в проекте строительства АЭС в Беларуси.

К тому же заместитель министра энергетики напомнил, что выбор именно островецкой площадки для строительства АЭС инспектировался специальной миссией МАГАТЭ. Было отмечено, что островецкая по всем показателям лучше подходит для возведения АЭС.

Между прочим, как заверяют специалисты, а не безликие интернет-источники, АЭС «Фукусима-1» и другие японские атомные станции практически не пострадали от землетрясения! Всему виной цунами. Сработали аварийные датчики, реакторы остановились, но продолжали выделять тепло, хоть и охлаждались. А еще станция оказалась отрезана от общей электросети. На этот случай — для снабжения электроэнергией систем охлаждения — на станции предусмотрены аварийные генераторы. Именно они и были повреждены цунами, последовавшим за землетрясением.

— Даже в свете тех событий, которые произошли в Японии, мы должны понимать, что Беларуси нужна АЭС, — сказал Михаил Михадюк. — Ее возведение — качественный скачок в развитии страны. Совершенно новые технологии приходят в Беларусь. Строительство атомной станции — другой уровень подготовки кадров, развития региона.

ПОДПИСАННОЕ 15 марта в Минске между Беларусью и Россией межправительственное соглашение о сотрудничестве в строительстве АЭС — концептуальный документ. Он дает правовую базу для реализации этого проекта. Более детально дальнейшая работа Беларуси и России в данном проекте будет изложена в планируемых к подписанию контрактном соглашении и генеральном контракте. А еще соглашением определено, что российская сторона предоставит Беларуси     государственный    кредит    в     сумме и на условиях,    которые будут оговорены отдельным межправительственным соглашением.

Межправительственное соглашение определяет сроки строительства АЭС: первый энергоблок будет возведен к 2017 году, второй — в 2018-м. Определен тип реактора будущей АЭС. Назначены компетентные органы с обеих сторон, которые будут вести строительство: Министерство энергетики Беларуси и российская компания «Росатом». Функции генерального подрядчика выполняет российское ЗАО «Атомстройэкспорт». С белорусской стороны эту работу ведет ГУ «Дирекция строительства АЭС».

Одна из статей соглашения посвящена поставкам ядерного топлива. Отработанное топливо в АЭС подлежит возврату в Российскую Федерацию на условиях, определенных сторонами в отдельном соглашении. А контроль над перемещением и хранением ядерного топлива будет осуществляться под гарантии МАГАТЭ.

Кстати, межправительственным соглашением Беларуси и России предусмотрена гарантия поставки топлива в течение всего срока эксплуатации АЭС и возврат отработавшего топлива российского производства.

Также Михаил Михадюк назвал безосновательными заявления о риске коррупции при строительстве АЭС. «Нас обвиняют, что есть риск коррупции, что в цене станции заложен откат. Это безосновательные заявления», — говорит Михаил Михадюк. Компания «Росатом» разработала специальную систему закупки оборудования и других материалов для строительства АЭС. И эта система прозрачна, при ее реализации обязательно будут присутствовать белорусские специалисты. Ценообразование будет осуществляться в соответствии с белорусским законодательством, составят сметы для строительства АЭС. И проект возведения атомной станции в Беларуси рентабельный, заверил Михаил Михадюк. Все энергопроекты, пояснил он, имеют большой срок окупаемости, не два-три года. Например, строительство гидроэлектростанции окупается более чем за 15 лет.

БЕЛАРУСЬ уже приступила к консультациям с Минфином России по выделению кредита на строительство АЭС и инфраструктуры. В ближайшее время консультации продолжатся. Цель их — подписать кредитное соглашение, что позволит приступить к более масштабным подготовительным и проектным работам по атомной станции. Михаил Михадюк рассказал, что для строительства АЭС уже используются кредитные средства Беларусбанка. Они направлены на строительство инфраструктуры АЭС, в том числе на возведение жилья.

А бизнес-план работы белорусско-российского совместного предприятия по сбыту электроэнергии планируется рассмотреть в апреле текущего года. Об этом сообщил журналистам генеральный директор ГПО «Белэнерго» Алексей Ширма. Сейчас бизнес-план работы совместного предприятия разрабатывается, согласовывается устав.

Вера ГНИЛОЗУБ, «БН

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter