Ничего святого...

На «черный» лом идут электрические провода, «начинка» лифтов и даже могильные кресты
На «черный» лом идут электрические провода, «начинка» лифтов и даже могильные кресты

Родные певца и композитора Владимира Мигули, придя в очередной раз на его могилу на Ваганьковском кладбище, были в шоке. С могильного постамента исчез барельеф. К счастью, скупщик, которому воры продали бронзовую композицию, оказался человеком совестливым и заявил на них куда следует. На днях двое похитителей получили по заслугам: оба приговорены к 2,2 года лишения свободы. Увы, перспектива возмездия осквернителей памяти усопших не всегда останавливает. В Беларуси ежегодно фиксируются десятки похожих кладбищенских происшествий. В Витебске 7–классник похитил бронзовый бюст с могилы известного художника Юделя Пэна. В Бресте двое молодчиков отодрали от стел металлические барельефы с изображением защитников крепости–героя...

А недавно в Могилеве задержаны 15–летний подросток и его мать, которые подозреваются в воровстве крестов и оград. Чудовищным промыслом «семейный подряд» занимался не менее полутора лет. Специализировались в основном на нержавейке и цветных металлах. Краденое привозили на «Жигулях» во двор своего дома. Затем кресты и ограды распиливались и продавались дачникам и нелегальным скупщикам.

Больше всего от набегов пострадали Круглянский и Белыничский районы — более десяти случаев. К сожалению, факт не единичный. Около четырех месяцев назад сотрудники Могилевского УВД тоже задержали «охотников» за могильной атрибутикой. Уголовное дело расследуется.

Что еще воруют? Провода линий электропередачи. За год совершается более сотни таких краж. Чаще всего в милицейских сводках фигурируют Витебская, Могилевская и Гомельская области, которые граничат с Россией. Именно к соседям и уходит основная масса краденого металла. Расчет нелегальных продавцов прост: где–нибудь в Брянске или Смоленске, к примеру, тонну меди можно сбыть за 4.000 долларов — вдвое дороже, чем в Беларуси.

Некоторые предприимчивые граждане прибегают к более изощренным методам незаконной добычи металлов, в том числе драгоценных и полудрагоценных. Эта история произошла в Гомеле. Видные деловые люди из столицы — мужчины 30 и 38 лет — в Гомеле появлялись исключительно на «Шевроле». Парковались возле городских учреждений, стучали в дверь руководителя и представлялись сотрудниками российско–белорусской фирмы, которая меняет старые телефонные станции на новенькие мини–АТС...

Визитеры не скрывали, что их интересуют детали, содержащие серебро и палладиевые струны. Как покупатели выглядели убедительно. Имея при себе нужные инструменты и электронные весы, готовы были тут же разобрать отслужившее оборудование, извлечь нужное, взвесить его и рассчитаться наличными. Согласно закону драгоценная «начинка» отработавших свое станций сдается только в государственный фонд хранения. Как выяснилось, управленцы этого не знали.

В пресс–службе управления КГБ по Гомельской области рассказали, что за недолгую, но бурную деятельность чрезвычайно мобильный и настойчивый дуэт успел провести сделку в Гомельском государственном медицинском университете. По материалам следствия, инженер вуза привел коммерсантов в служебное помещение, где хранились бэушные телефонные станции, и отдал на разбор запасные блоки к ним. За сотрудничество получил 400 долларов...

Затем скупщики отправились по следующему адресу, где за 2 тысячи долларов прикупили чуть более 2 килограммов сплава. На сей раз не повезло: сотрудники КГБ задержали их с поличным. «Гастроли» закончились. Оказалось, минские гости — сотрудник фирмы и его неработающий приятель — далеко не новички на теневом рынке драгоценных металлов. Один из них уже был судим за подобное преступление. Но интереса к теме не потерял. Наоборот: с его слов, товар пользовался аховым спросом в Москве.

На днях материалы уголовного дела поступили в один из судов областного центра. Сотрудник вуза обвиняется в хищении и злоупотреблении служебными полномочиями. Минчанам вменяется нарушение правил о сделках с драгоценными металлами.

Цифра «СБ»

За минувший год пресечен нелегальный вывоз 3.923.032 килограммов лома металлов.

Комментарий «СБ»

Анализ ситуации, сделанный МВД, показывает: нередко кражи цветных металлов — следствие нарушения должностными лицами правил хранения и утилизации отслуживших свое металлических изделий и лома. В других случаях преступников провоцирует доступность «добычи». В последнее время «металлоискатели» стали «охотиться» за содержимым лифтов — медными тормозными катушками, плинтусами и даже вентиляционными решетками. Раскрываемость таких преступлений невысока — найти виновных удается лишь в трети с небольшим случаев. Впрочем, тактика борьбы с похитителями совершенствуется: периодически сотрудники правоохранительных органов проводят специальные комплексные мероприятия «Шлагбаум», направленные на выявление каналов сбыта краденого.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter