Ничего себе поездочка!

У нас появилась новая профессия.
У нас появилась новая профессия. Это - молодые люди, которые благодаря разным фондам, общественным программам и т.д. разъезжают по Европам и чему-то обучаются. Они участвуют в конференциях и семинарах, "изучают" демократические инициативы, обмениваются опытом. Попутно ищут материальную поддержку для своих организаций. Процесс поиска спонсоров я не осуждаю, но вот методы, которые применяются для "вышибания слезы" (чтобы разжалобить потенциальных грантодателей), порой вызывают изумление.

Я уже шесть месяцев живу в Берлине (прохожу годичную стажировку по специальности). Очень рвался в Германию, но, признаюсь, через месяц после приезда эйфория прошла: стал тосковать по дому, по нашим людям. И вот недавно встретил на Фридрихштрассе двух девушек из Беларуси. Как обрадовался - не описать! Мы зашли в кафе, разговорились, стали как родные. Оказалось, девчонки приехали в Германию вместе с группой, составленной каким-то белорусским фондом, "за опытом". Учить наших немцы должны были, кажется, опыту в организации местного самоуправления. Что ж, дело хорошее. Назавтра их группа собиралась на экскурсию в соседний городок Цецилиенхоф. Они предложили присоединиться, я с радостью согласился.

Когда автобус тронулся, руководитель поездки заявил, что в программе на сегодня "еще одна встреча". Я ничуть не расстроился: какая разница, куда ехать с земляками! Приехали в какой-то офис. Сели за круглый стол: чай, кофе, вода и печенье - все как положено. Сначала пунктуальные немцы долго и в деталях рассказывали что-то по теме визита (я не вникал: перешептывался со своими новыми знакомыми). Потом выступила "белорусская сторона". Одна из "моих" девушек встала и с чувством принялась повествовать, как все у нас плохо: "В деревнях дорог нет, грязно. Люди не хотят работать, а местная власть только и делает, что по колхозам с кнутом бегает. Мы не умеем хозяйствовать, у нас все пьяницы, рожающие дебилов, деревня вырождается, а начальники не думают заботиться о народе". Подключились и остальные члены делегации: привели кучу "фактов", доказывающих, что без помощи Запада бороться с этими явлениями бесполезно. Немцы в свои блокнотики все записали, головами покачали и начали задавать вопросы. Под конец моя знакомая сказала: "Народ темный! Проводить разъяснительную работу очень опасно. Нужны новые методы, требующие затрат. Да с нашими людьми без бутылки и не поговоришь!" Все дружно и заразительно засмеялись. Я с ужасом следил за хозяевами офиса, которые стали изумленно переглядываться... Немцы ведь такой народ - они ко всему серьезно относятся и юмора не понимают. А откуда им знать, что у белорусских "экскурсантов" так принято - охаять свое, попугать, глядишь, хозяева переполошатся и "скинутся"...

После этого "представления" на экскурсию уже не хотелось - на душе гадко было... Ну где можно найти порядочных людей, которые бы свой народ дебильным называли и на всю Европу трясли нижним бельем? Конечно, у нас в деревнях и нужда, и пьянство - все это есть. Но мы-то сами что делаем, чтобы ситуацию изменить? Только языком болтаем, да так, что стыдно слушать?

Я потом этой девице, что наши деревни хаяла, сказал: "Ты, мол, Надя, того... попридержала бы язык. Это ж, говорю, все-таки родина наша". Надя мне на это говорит: "Ну переборщила, с кем не бывает! Спасибо, Женя, тебе со стороны виднее. Да не расстраивайся: это вечная болезнь у тех, кто ездит сюда за помощью, - теряем контроль. Но наша критика - суровая необходимость. Бороться-то кто-то должен?" - "Так вы что, политики?" - удивился я. "Нет, - говорит, - мы как бы "на учебе". А это попутно... сам понимаешь - по общественной линии".

Евгений МИХНЕВИЧ, программист.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter