«Ничего не боюсь. Просто делаю»

Алена Хотенко избрала бы для себя время без ТВ и компьютера

Молодая художница Алена Хотенко избрала бы для себя время без телевидения и компьютера

В творчестве она — бесстрашный художник. Но в жизни боится обидеть человека. Окружаю­щие уверены: Алена Хотенко (на снимке) — человек скромный, не станет выпячивать свое «я». Она и не выпячивает. Делает то, к чему призвана, — вот и все. Уверена, что в работах является проводником чего-то божественного. Если замысел удается, Алена говорит: «Я здесь ни при чем».

Молодая художница Алена Хотенко живет и работает в Слуцке. Недавно в Минске состоялись две ее выставки — живописи и декоративно-прикладного искусства. Одна из них под названием «Путешествие: зима — лето». Перехватив Алену где-то на середине пути ее «маршрута» — ведь все движется к весне, — мы задали ей несколько вопросов.

 — Какое время вы избрали бы для себя?

— Время, когда не было телевидения и компьютера. Без них, конечно, сегодня не обойтись. Но люди, «зависая» в Интернете или перед телевизором, перестали встречаться, радоваться друг другу. Ослабела любовь. И я ищу выход. Работа «Зачем же так?» — одна из моих ключевых. Корабль в море, чьи воды выносят на поверхность пластиковый мусор… Это и есть мой побег в собственное творчество из ежедневной суеты и мелочности. И не одна я бегу.

— Как вы стали художником? Ведь для женщины это не совсем «правильный» путь. С точки зрения быта и ближайших родственников, конечно.

— К счастью, меня в моей семье понимают. Что делать, без работы в мастерской я начинаю болеть и угасать. А ступени моего профессионального обучения — детская художественная школа Слуцка, знаменитая студия Владимира Степановича Садина, из которой вышли известные белорусские художники Владимир Басалыга, Михаил Басалыга, Георгий Скрипниченко, Владимир Цеслер и многие другие. В свое время Владимир Степанович переписывался с великим русским графиком Владимиром Фаворским, живописцем Святославом Рерихом. Они давали ему советы, как работать с детьми. Я была в самом последнем выпуске этой студии. Затем были Минское художественное училище имени Глебова, Слуцкая художественная фабрика, где я долгое время работала художником по ткачеству. Отсюда и моя любовь к ткани, нитям, их фактуре. Большое значение для меня имеет теперешнее место работы: Слуцкий центр детского творчества, где я обучаю ребят керамике.

— Вы в своем роду первая художница?

— Нет, в нашей семье существует преемственность. Мой папа Владимир Иванович Власик был профессиональным художником, дружил с Садиным. К сожалению, папа рано умер, мне едва исполнился год. Меня воспитывала мама. Долгое время мы жили с ней вместе с родителями отца, в их деревянном доме. У нас сохранились картины моего отца: его пейзажи, натюрморты. Мне до этих работ как художнику еще далеко: работать и работать. А в раннем детстве меня обучали игре на скрипке.

— Почему на скрипке?

— Это у меня от деда Ивана. Он всю жизнь на скрипке играл на радость родным и соседям. Скрипка у него была старинная. Дед Иван был и художником: масляными красками рисовал на всем — на клеенке, старых холстинах. Любил изображать птиц, животных. В горнице в его доме на полу лежал расписанный им ковер: копия картины Брюллова «Последний день Помпеи». Это было потрясающе!..

— Музыка повлияла на ваше творчество?

— Несомненно. С самого детства я чувствую связь между музыкой и изображением, между звуком и цветом. Меня всегда волновал современный музыкальный авангард. В своих лучших проявлениях он вбирает в себя традиции народной культуры и при этом выявляет острые проблемы нашего времени. Этот принцип проявляется и в моих работах.

— А в изобразительном искусстве что вам близко?

— Меня восхищают работы мастеров эпохи Возрождения, близко творчество Ван Гога, Матисса, Сезанна, художников-импрес­сио­нистов. Люблю русский авангард конца ХIХ — начала ХХ века. Помню, еще будучи студенткой училища, в зале Русского музея, где работала выставка картин Казимира Малевича, я упала в обморок — настолько сильна энергетика в его работах.

— Когда состоялась ваша первая выставка?

— Моя первая выставка состоялась в 15 лет — в центральной библиотеке Слуцка. Мои рисунки выставлялись вместе с работами профессиональных слуцких художников Скоробогатова, Акулова. А в 2007 году в Слуцкой художественной галерее была открыта моя первая персональная выставка.

— В человеке вы принимаете все?

— Нет, не могу принять фальшь, стандарт, безликость. Как личную драму переживаю ухудшение экологии, оскудение мира. В друзьях ценю их верность, готовность прийти на помощь в беде, разделить радость.

Фото: Лариса СОЛОДКИНА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter