В мире ширится движение постконсьюмеристов - противников гонки потребления

Ничего лишнего

С экранов телевизоров нам внушают: купите — и станете чуточку счастливее. Новый телефон, авто, футболку, диван, игрушку для ребенка... «Черные пятницы», мегараспродажи, два товара по цене одного... Наличные текут рекой, кредитки опустошаются с бешеной скоростью, дома наполняются ненужными вещами. И тут внезапно мы осознаем: еще чуть–чуть, и серьезная болезнь — вещизм, или, как ее называют психотерапевты, ониомания, — достигнет терминальной стадии. Что ж удивляться, если в противовес гонке потребления в мире набирает обороты движение постконсьюмеристов — ответственных потребителей, которые покупки совершают только по необходимости и вполне могут прожить, ограничившись самым минимумом.


Однажды калифорниец Дэйв Бруно осознал, что покупки больше не приносят ему радости. Единственное, на что он хотел тратить деньги, — это путешествия, образование и подарки другим. Тогда Дэйв решил сократить количество вещей, нужных ему в обиходе, до 100. Чтобы не было совсем туго, библиотеку с книгами он посчитал за одну вещь, нижнее белье и носки — тоже. В остальном — всего по одному. Если Дэйву дарили что–то лишнее, за неделю он от этого избавлялся... Канадцы Джеффри Шушкевич и Джули Филипс пошли еще дальше: в течение года они не покупали практически ничего. На такой шаг их вынудил случай: квартира Джули была затоплена, друг предложил переехать к нему — в свободную комнату. А заселившись, девушка поняла: апартаменты так захламлены, что ее вещи — а на тот момент в шкафу скопились сумки и рюкзаки, всевозможные безделушки, книги и пазлы из детства, которые она хранила для будущего потомства, и еще целая гора одежды — просто некуда положить. Ребята вместе задумались: кажется, оба сошли с ума — зачем столько барахла? С пресловутым сверхпотреблением решено было покончить. В первые три месяца Джули и Джеффри отказались от покупки всех потребительских товаров — хозтоваров, электроники, одежды. Потом перестали питаться в ресторанах и кафе, стричься в парикмахерских и салонах красоты и тратить деньги на бензин — в основном ездили на велосипедах. Джеффри в общей сложности удалось за год сэкономить около 42 тысяч долларов, а Джули — почти 10 тысяч. Теперь ребята признаются: эксперимент полностью изменил их жизнь. Джули достаточно всего 30 предметов одежды, она не ходит в магазины просто ради того, чтобы убить время. Многие вещи из ее прошлой жизни выброшены, а новые она почти не покупает. Джеффри же устроил 18–месячную кругосветку на сбережения...

Идеи постконсьюмеризма, кажется, уже заразили немалую часть населения земного шара: вместо того чтобы покупать новые вещи, люди обмениваются ими. Стало модным делать что–то своими руками: так ты перестаешь голосовать рублем за сверхпроизводство огромной массы товаров. Кроме того, постконсьюмеристы придерживаются того правила, что каждой вещью нужно время от времени пользоваться. Оно отлично работает и в семье минчанки Светланы Кучук. Даже с маленькими детьми. Лишние игрушки не покупаются, в отношении подарков — жесткая политика: вместо вещей дарят впечатления, например, походы в кино или аквапарк.

Светлана Кучук с дочкой
Фото Лины Кивака

— Детские игрушки занимают несколько коробок, и перед покупкой новой мы разговариваем с дочерьми, рассуждаем, нужна ли она нам. Предпочтение отдаем деревянным игрушкам, книгам, — говорит Светлана. — Причем в нашей компании заведено меняться книжками, поэтому они у нас часто новые и на них мы почти не тратим деньги. От вещей, которыми не пользуемся более трех месяцев, стараемся избавляться. Конечно, градусник, коньки, сервиз, который достается только при гостях, — все это храним. Но вот подаренную сковородку передарим, если она нам не подойдет. Сезонная одежда умещается на одной вешалке — у мужа немного вещей, у меня тоже. Мне кажется, для похода в кино, театр достаточно одного нарядного платья. Зачем двадцать? Есть такое понятие, как капсульный гардероб: базовые вещи комплектуются с аксессуарами, и каждый день ты в новом образе. Я ищу способы, как потреблять разумно: например, не пойду пить кофе в кафе, а возьму на прогулку чай в термосе или воду. Недавно мы с мужем делали ремонт и задумались: надо бы создать сервис, с помощью которого люди могли бы делиться оставшимися стройматериалами. Мы, например, не расходовали всю краску: уже не пригодится, а кому–то могла бы. В магазине я часто заглядываю в отделы ради любопытства, но товары покупаю в основном по списку. За орехами и сухофруктами приезжаю на рынок со своими контейнерами: одноразовый пластик в доме мне не нужен. Понятно, что все это в том числе делается ради экономии: траты действительно уменьшаются со временем, наши доходы постепенно выросли, а расходов меньше. Зачем покупать новый телевизор? Картинка ведь не передаст чистоту лазурного моря, запах цветов, звуки природы — лучше эти деньги потратить на путешествия, впечатления. Хотя кому–то действительно трудно жить без автомобиля или телефона последней модели. Пусть так. Но для меня и моей семьи именно такой образ жизни абсолютно естественен. Полный отказ от потребления — это аскетизм. Естественно, я покупаю товары, пользуюсь какими–то услугами, но стараюсь минимизировать все это. Учусь следовать принципу 4R: reduce, reuse, recycle, refuse (уменьшать, повторно использовать, перерабатывать, отказываться). На самом деле к такому образу жизни быстро привыкаешь. Всем советую попробовать!

Проект «Расхламление»

Блогер из Санкт–Петербурга Анна Черных однажды решила провести публичный эксперимент и запланировала в течение 365 дней избавиться от 365 ненужных ей вещей. В итоге за год дом покинули 2.854 предмета! Какие–то она продала, заработав более 70 тысяч российских рублей, другие отдала даром или выбросила. Зато теперь на наведение порядка в квартире уходит минут 15. По словам девушки, за год информацию о проекте просмотрели более полумиллиона раз, сотни людей пересмотрели взгляды на быт, многие вслед начали свои трансформирующие проекты и теперь транслируют миру идеи минимализма и разумного потребления. Правда, Аня советует быть начеку: выбросить, конечно, можно многое, важно вовремя остановиться. «Когда нами овладевает какая–то идея, мы часто не знаем меры, — пишет девушка у себя в блоге. — Кажется, что есть какая–то точка, в которой, наконец, все будет идеально. И тогда мы будем молодцы, и мир наш заблестит, перевязанный бантиком. И вместо того чтобы каждый день принимать свой дом и свою жизнь такой, какая она есть, мы день за днем обходим его недовольно, подмечаем все то, что еще не соответствует картинке в голове, и готовимся к какой–то другой, совершенной жизни. Отдельная сложность — ограничиться только своим пространством и своими вещами, ведь так и подмывает «спасти» и сожителей от обилия вещей».

Цифры «СБ»

Глобальное исследование международной рекламной сети Havas Worldwide «Новый портрет потребителя и экономика распределения», в котором приняли участие более 10.000 человек из 29 стран мира, показало: число людей, которые против чрезмерного потребления, растет. Семь из десяти опрошенных считают, что сверхпотребление подвергает опасности как само общество, так и планету в целом. Многих действительно волнует тот факт, что люди отягощены огромным количеством вещей, которые «коллекционируют» у себя дома или в гараже.

Компетентно

Заместитель директора по программной деятельности, руководитель программы по экологически дружественному образу жизни Центра экологических решений Дарья Чумакова:

— Сегодня людей, поддерживающих идеи постконсьюмеризма, становится все больше, в том числе среди белорусов. Многие готовы покупать товары в складчину и пользоваться ими по очереди: например, приобрести одну дрель на несколько семей — этот инструмент нужен не так часто, выходит, деньги вложены, а вещь большую часть времени пылится в шкафу. В Барановичах только начал набирать обороты такой проект, как библиотека инструментов: все необходимое для строительства и ремонта можно взять во временное пользование. Да и отдать свои вещи есть куда. В Минске, например, работает благотворительный проект «Калiласка»: в магазин можно привезти чистые вещи, посуду, бытовую технику — все это потом передается нуждающимся, в семьи с низким доходом, в социальные приюты, ночлежки. К тому же по–прежнему работают комиссионные магазины — такое наследие прошлого. Скоро запустится «Зеленая шафа»: посуду, бейджи, мебель и другие необходимые для проведения массовых мероприятий вещи можно будет взять в аренду. Зачастую мы используем многоразовые вещи единожды, а потом выбрасываем или кладем в дальний ящик стола. А хотелось бы, чтобы каждая проходила свой жизненный цикл.

meleshko@sb.by

Советская Белоруссия № 24 (25159). Суббота, 4 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter