Бизнес в штыки воспринимает регулятивные меры, но не предлагает реальных альтернатив в сдерживании инфляции

Ничего личного, только прибыль

Министерство антимонопольного регулирования предложило бизнес-союзам обсудить проект нормативного акта, который бы «подрезал» аппетиты оптово-розничного звена. Предполагаю, что документ однозначно не понравится предпринимателям. Некоторые участники рынка уже выразили мнение: инициатива антимонопольного органа убьет оптовое звено. Или заставит жить поскромнее и оптимизировать цепочку прохождения товара от производителя до магазинной полки? МАРТ же не против оптовиков, но обратил внимание: они выбивают сначала у производителей скидку, но потом все наценки (ограниченные на социально значимые товары) накручиваются на прайсовую цену производителя, без учета скидок. Этот момент и хочет урегулировать МАРТ. Впрочем, вопрос в другом: с инфляцией и ростом цен на ключевые потребительские товары госорганы (не только МАРТ) героически сражаются еще с прошлого года. И все меры бизнес критикует. Но не предлагает альтернативы. Никакой. А где же пресловутая социальная ответственность частного сектора, про которую нам, потребителям, очень много рассказывают? Или бизнесмены от торговли в одной лодке с производителями и потребителями плывут номинально, но интересы своего кошелька блюдут свято. И все грозят весла бросить. Как тут не ужаснуться счастливой жизни, которую предлагают нам поклонники либеральной модели через повальную приватизацию. 

Сдерживание цен сохраняет спрос на рынке, что выгодно и бизнесу.
Фото Александра Кулевского

Бросайте, бросайте в меня камни, но признаюсь: с ликвидацией государственной торговли (в том числе и оптовой) явно поторопились. Слава богу, что в перерабатывающей промышленности присутствие осталось, поэтому есть возможность рыночными механизмами влиять на рынок. В ретейле царит рынок, который не очень нравится моему кошельку. Да, супермаркеты по ассортименту опережают универсамы. И торговые центры радуют красотой и простором. Конечно, я противник возврата к унылым универсамам. Но падать в ноги от счастья и умиления за благоденствие частникам не буду. В конце концов, все их инвестиции я честно оплачиваю на кассе. И, как мне кажется, в непростые для экономики времена господа предприниматели от торговли могли бы быть и поскромнее в своих аппетитах. Либо поэффективнее, чтобы за счет оптимизации издержек и свои доходы сохранить, и мои расходы не увеличить. 

Своей последней инициативой МАРТ поступил достаточно демократично: дал возможность оптовому и розничному звену самим договориться, как они будут делить накрутку. Ведь как интересно получается — только дело коснется подорожания, бизнес начинает кивать друг на друга: розница — на опт, опт — на импортеров, импортеры — на розницу. Вроде бы все ни при чем, еле концы с концами сводят, но при этом благодаря пресловутой конъюнктуре стоимость некоторых товаров бывает в 2—3 раза за считаные дни подскакивает. Эпопею про лимоны, чеснок и имбирь помните в прошлом году? 

Кто-то явно озолотился на «конъюнктуре»! Конечно, считать деньги в чужом кармане — грех. Но наглеть-то бизнесу тоже не надо. Что самое интересное: предприниматели (определенная часть) выступают за перемены, увеличение свобод, раскрепощение деловой инициативы. Но к ответственности и близко подходить не хотят. В той же России бизнес-сообщество через ассоциации совместно с госорганами вырабатывает некие приемлемые стратегии сдерживания цен. А ведь коммерсанты в соседней стране не белые и пушистые. Но даже они вникают в ситуацию. И стараются из нее выкрутиться. А у нас представитель ассоциации розничной торговли заявляет: не надо ограничивать надбавки на все консервы. Мол, оливки покупают люди с доходом выше среднего и им без разницы, платить за баночку 5 или 7 рублей! За такой речитатив и на Западе, и на Востоке СМИ уже раскатали бы такую ассоциацию и ее экспертов в тонкий слой. Скандал бы вышел грандиозный. Такой, что с этой организацией общаться приличные люди постеснялись бы. 

Развитие торговой инфраструктуры оплачивает потребитель.
Фото Андрея Сазонова

Дорос ли реально наш деловой сектор (по крайней мере в коллективном разрезе) до свободного и ответственного поведения? Сильно сомневаюсь. Разные концепции, платформы пишут красиво. Но жизнь состоит не только из абстракций. Надо и конкретные задачи решать. С той же инфляцией, ростом цен на социальные товары. В этом разрезе где предложения? Идеи? Где было пресловутое оптовое звено, когда возник дефицит по некоторым позициям в 2020-м? Куда исчезли их компетенции, знание рынков, гибкость? МАРТ с Минсельхозпродом по сусекам глобального рынка необходимые стране объемы собирали при закрытых границах. Чтобы не оголить полки. Вот он, парадокс: фактически госорганы (столь критикуемые за свои нерасторопность и некомпетентность) работали на частников, не давая оголиться полкам. Конечно, делали это ради простых граждан. Но и ретейл же выигрывал. 

Ретейл плачется, что работает чуть ли не в убыток. Тогда вопрос в студию: за последние десять лет торговые площади удвоились. Только за прошлый год (не самый удачный) приросли на 400 000 квадратных метров. В Минске уже на каждого жителя по «квадрату» приходится. При расчетном нормативе 0,6. Как мне кажется, недорегулировали этот вопрос. Сети так увлеклись конкуренцией и увеличением своей доли, что вышли за рамки разумного по количеству объектов. Плюс еще растет и интернет-торговля. А ведь все это хозяйство надо обслуживать. И все издержки (а обоснованы ли они?) ложатся в розничную цену. Вот итог свободной конкуренции, которую почему-то должны (на мой взгляд, весьма щедро) оплачивать потребители. 

Я не против ни оптовой, ни розничной торговли. Но все-таки бизнес должен улавливать момент и подстраиваться под реалии, а не просто жать на педаль подорожания и пугать всех дефицитом товаров. Смахивает не на социальную ответственность, а на шантаж. А как же диалог? В конце концов, не стоит переживать: найдутся предприниматели, которые смогут работать в рамках ограничений по наценкам. Возможно, не все. Но в конкуренции есть и другая, оборотная сторона медали: кто ее не выдерживает, уходит с рынка. А на их место приходят другие. Впрочем, у бизнеса всегда есть выбор — предложить свое решение проблемы. Собственно говоря, время было. Ведь МАРТ включил административный ресурс в ответ на раскручивание цен. Если ретейл (всех форм и видов) думал, что реакции не последует, то с таким аналитическим мышлением однозначно в бизнесе не место. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter