Ничего личного

Коррупция становится глобальным злом дня: с ней борются, куда ни глянь...

Коррупция становится глобальным злом дня: с ней борются, куда ни глянь. Она означает, что человек превышает полномочия своей должности ради личной выгоды. Коррупция действительно парализует и деморализует общество. Но есть и обратная сторона ситуации, о которой говорят редко и точно не заключают международных конвенций по предотвращению: боязнь на йоту выйти за рамки установленной процедуры, взять на себя ответственность и помочь человеку просто так, что называется, «войти в положение».


Среди законопослушных англичан лучше не рассчитывать на поблажки: они возможны, но это если вам повезет. Речь не идет о нарушении закона: на предсказуемости и стабильности страна стоит и привлекает деньги и бизнес со всего мира. Мы говорим о процедуре: внутренних правилах, не обеспеченных законом. Например, освободилась раньше запланированного и прошу водителя автобуса взять меня на рейс часом раньше. Тот же маршрут, абсолютно та же цена. Полупустой автобус. Просто сэкономленный час для человека. Отказывается и потом направляет в офис, чтобы там поставили на билет разрешительную печать. В офисе, в принципе, согласны, но нужно личное подтверждение водителя, что он может меня взять. Водителю же идти недосуг, двери закрываются, автобус уходит, жди своего рейса. Ничего личного.


Частично такая педантичность — результат въедливой работы многочисленных юристов, которые зарабатывают исками на чем ни попадя, создают бизнес для страховщиков и отпугивают от любого нестандартного действия. Добрейший и отзывчивый режиссер на Би–би–си как–то сказал, что даже в чрезвычайной ситуации не пойдет выставлять свет в студии, хотя знает, как это делать. Просто потому, что он не застрахован от нечаянного ущерба людям и аппаратуре.


По большому счету, меру ответственности каждый определяет сам в любой должности. Однажды за мной в пять утра не пришла заказанная из Би–би–си машина и я успела в студию за четыре минуты до эфира только благодаря тому, что диспетчер таксистов поняла ситуацию и отправила новую машину, не дожидаясь подтверждения. Взяла на себя риск, лично ничего не выиграла, но спасла от головной боли кучу людей, ответственных за живой эфир. Спасибо.


В Беларуси, кстати, такой человечности я встречала больше. Паспортисты, в субботний день задержавшиеся, чтобы помочь мне решить мой вопрос — бесплатно. Охранница на заводской проходной, разрешившая много лет назад мне увидеть наконец мамину работу. Попутчик–авиадиспетчер, проведший меня в кабину пилотов при посадке. Гаишник, отпустивший без штрафа в ответ на просьбу подарить мне хороший день. Все это, естественно, против правил, и где–то рискованно, и наверняка питает пресловутые коррупцию и незаконность, но насколько расширяет человеческий опыт и делает жизнь ярче и проще!


Разница с коррупцией тут в том, что, проявляя себя в первую очередь как человек, а не исполнитель в должности, мы не получаем за это прямых материальных выгод. Получаем косвенные — знаем, что сделали кому–то в этом мире лучше, подняли настроение, подарили радость. Абсолютно добровольно, ведь правило отправить просителя за печатью при желании найдется всегда. Но есть и понятие «моральное гражданство», good citizenship — все люди братья, все должны помогать друг другу. И в этом смысле здорово, когда люди не прячутся за свой мундир и воспринимают все как личное.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter