Ничего личного...

Деревенские мотивы на современный лад

Деревенские мотивы на современный лад


Можно ли было лет 20 назад представить сельскую усадьбу без хозяйства: коровы, свиньи, лошади и сотки возле дома, где растут рожь, картошка, овощи... Не знаю, как вам, а мне детские воспоминания рисуют именно такую картинку. Сельчанин никогда не заканчивал свой рабочий день, как горожанин, поудобнее устраиваясь у телевизора. С утра скотинку покормить, подоить, выгнать на пастбище, сена накосить, сотки прополоть. И так изо дня в день. Было...


Теперь беспристрастная статистика рисует иные фигуры. Нынче в каждой второй крестьянской семье опустели сараи. Только каждая пятая продолжает держать коров и одна из трех покупает на откорм поросят. «Деревня стареет, — ничуть не удивлены этим цифрам в администрациях районов. — Старики не могут держать скот по состоянию здоровья, а молодежь просто не хочет: хлопотно и невыгодно». Выходит, семейные фермы уходят в прошлое? С этим надо смириться как с данностью, веянием времени и уделить больше внимания крупнотоварному производству? И хотела бы сказать «да» (есть в этих утверждениях доля истины), но что–то мешает.


Недавно, покупая на небольшом городском рынке свежие овощи, обратила внимание на то, что у всех продавцов–завсегдатаев старые цены на редиску перечеркнуты, стоят новые — на 1.000 рублей ниже. Почему, интересуюсь. «Да колхозники приехали, сбили цену», — ворчит торговка. То есть крестьяне привезли редиску, выращенную на своих приусадебных огородах, а чтобы побыстрее продать, не стали мелочиться...


Еще один любопытный случай. Проводили в нашей газете «прямую линию» о земле. Телефон сутки звонил без перерыва. Спрашивали не только о том, как взять участок, чтобы построить дом. Многие жаловались, что трудно получить землю для ведения личного подсобного хозяйства.


Дает повод для размышлений и дискуссия, которая развернулась на страницах «СБ» после публикации в конце прошлого года статьи помощника Президента Сергея Ткачева («СБ» от 20.11.2008 г.) «Еще раз к «Сумме вершков и корешков». «Сельское подворье — золотое дно для нашего государства, — пишет Галина Трифонова из деревни Доры Воложинского района. — Кто опровергнет то, что самые чистые и полезные продукты — именно с огородов и участков крестьян? Никогда не сравнить домашние молоко, сметану, творог, яйца, овощи и фрукты с магазинными. И запах не тот, и вкус». Коллективным хозяйствам, возмущались крестьяне, помощь идет от государства основательная: и техникой, и семенами, и удобрениями, и горючим. А всегда ли есть отдача? Сколько случаев, когда не убрали, заморозили, запахали урожай! Хозяин никогда не допустит такого на своем подворье и найдет, как дешевле содержать скотинку. И удой на семейной ферме не ниже, чем в СПК.


Но есть у писавших в редакцию сельчан много претензий к местной власти: пастбища выделяют на неудобицах, реальной помощи нет, с заготовкой выращенного на подворьях — проблема, торговые места на рынках — проблема в квадрате. Корма купить — дорого и продадут не лучшего качества. Да и зарплата на селе всегда была ниже, чем в городе. Эту характерную грань между городом и деревней не смогли стереть в советские времена, теперь и подавно. Разница в доходах увеличилась с 7 почти до 40 процентов. Подворье еще и дает возможность трудолюбивому крестьянину безбедно существовать.


Открытая дискуссия — уникальная форма обратной связи. Что нужно делать, решала вся страна. Подобные письма получал и лично автор актуальной статьи.


— Какая порой людская боль в них, — делится впечатлениями Сергей Ткачев. — Нарекания на действия местных «царьков», равнодушие председателей СПК. Искренне благодарю всех, кто откликнулся и высказал дельные предложения. Люди сделали вывод: тема актуальная и жизненная. Остается только ответить на конкретные вопросы: кто занимается проблемой личных подсобных хозяйств на местах? Какая реальная помощь им необходима? Какова роль общественного сектора в развитии семейных ферм?


Убежден, если государство всерьез займется этой проблемой (а другого и быть не может — есть конкретное поручение Президента, которое просто надо выполнять), то практика покажет, в какую экономическую форму перерастет личное приусадебное хозяйство. Возможно, идеи А.Чаянова, В.Куйбышева и В.Ленина о модели семейного крестьянского хозяйства и сельскохозяйственной кооперации, которые стали частью мировой экономики, найдут развитие и у нас. Почему многие думают, что ферма на подворье лишена перспектив развития? Но двигаться надо, отталкиваясь не от голого теоретизирования (типа: люди не хотят или население стареет), а от жизни, от человека. Именно такой подход к выработке социально–экономической политики и предполагает белорусская модель развития.


Сергей Павлович по этому поводу инициировал любопытный эксперимент в одном из районов Гродненщины. Предложил председателю Островецкого райисполкома А.Ковалько провести совместное заседание с районным Советом депутатов и обсудить с участием руководителей сельхозорганизаций, райпотребсоюза, сельсоветов проблему развития личных подсобных хозяйств. В местной районке развернулась живая дискуссия на эту тему. Она еще продолжается. Одновременно предпринимаются определенные меры поддержки.


— По итогам полугодия, — отмечает Сергей Ткачев, — на примере одного района будет ясно, что можно и даже необходимо предпринять в масштабах государства для развития личных подсобных хозяйств. Следовало бы в каждой области провести такие дискуссии, семинары. Обсудить проблему на примере лучшего опыта. Это позволит учесть все нюансы для выработки государственной политики.


Недавно болезненной теме было посвящено и очередное заседание Президиума Совета Министров. Повод нерадостный. Производство сельхозпродукции в сельхозкооперативах выросло на 6 с лишним процентов, но на 7,7 процента упало в личных подворьях. И это далеко не безобидные цифры. Треть валового продукта на селе дают крестьянские хозяйства. Если они станут также получать меньше молока, мяса, картофеля и овощей, то сельхозкооперативам придется увеличить темпы роста объемов производства до 18 — 20 процентов в год. Сделать можно, но сколько это потребует затрат! Между тем, по подсчетам экономистов, использование потенциала и резервов личного подсобного хозяйства позволяет сэкономить столько средств, сколько понадобилось бы для капитальных вложений в сельское хозяйство в течение нескольких лет. Личная смекалка и разворотливость сельчанина бесценны. Их нужно поощрять и поддерживать. Эта позиция четко и ясно прописана в Государственной программе возрождения и развития села до 2010 года.


— К сожалению, на очередном заседании Президиума Совмина я снова не услышал никакой конкретики, — резюмирует Сергей Ткачев. — Особенно меня удивил доклад заместителей председателей облисполкомов. Слушал–слушал, так ничего и не понял. Голое теоретизирование. Из чего следует, что решение вопроса развития и поддержки личных подсобных хозяйств нужно начинать с изучения положения дел на местах.


О том, что сегодня ни в Правительстве, ни в Минсельхозпроде, ни в облисполкомах нет единой позиции о том, что же надо делать в первую очередь, свидетельствует хотя бы дискуссия Премьер–министра Сергея Сидорского с министром сельского хозяйства Семеном Шапиро. Министр говорил о необходимости выделения льготных кредитов крестьянам (под 5 процентов годовых). «Достаточно ли проработаны эти вопросы? — возразил в ответ Сергей Сидорский. — Даже для агроэкоусадьбы мы даем кредиты до 20 тысяч евро. И вообще, нужны ли кредиты или выгоднее государству бесплатно передать крестьянам скот?»


Нет ясности об истинном положении дел. Вот почему третий год не выполняется программа развития и поддержки личных подсобных хозяйств. Вместо предполагавшихся 208 миллиардов рублей на ее реализацию в бюджете–2009 заложили 52,7 миллиарда, которые затем хотели «секвестировать» и до 21,8 миллиарда рублей. Поэтому Премьер–министр поручил провести анализ ситуации на местах и представить его результаты и выводы до 20 июня.


Так, возможно, уже нынешним летом крестьяне получат шанс не только взять льготный кредит на строительство теплицы и покупку сельхозтехники, но и объединиться в кооператив, создать общество материальной взаимопомощи. Проекты соответствующих нормативных актов подготовлены. Теперь дело за главным: применить их так, чтобы крестьянину было выгодно работать на своем приусадебном участке и продукция его была востребована. Это сейчас на продовольственном рынке спад и затоварившиеся переработчики отмахиваются от населения. Все понимают: ситуация эта временная.


Есть и еще один важный аспект, почему нужно развивать и поддерживать крестьянскую инициативу. С приходом в крупные сельхозкооперативы мощной техники, по мере строительства оснащенных по последнему слову технологии ферм в деревню придет... безработица. А ведь из 2,5 миллиона жителей села половина — трудоспособного возраста. Семейные фермы способны минимизировать последствия индустриализации и переоснащения крупнотоварного производства и остановить переток населения в город. А это уже вопрос социальный.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter