Почему западные компании и их лоббисты во власти не хотят окончания конфликта в Украине?

Ничего человеческого, просто бизнес

Торговцы смертью

Кому война, а кому — мать родна. Казалось бы, избитая и довольно банальная фраза, однако выразиться точнее, пожалуй, еще долгое время ни у кого не получится. И в самом деле, любой конфликт привлекает внимание оружейных и не только дельцов еще до официального старта боевых действий. Ведь только в фильмах бравые солдаты исповедуют принцип «один враг — одна пуля». В реальности же чаще всего тысячи боеприпасов разных калибров улетают куда-то в сторону противника, и далеко не факт, что какой-то из них отправит недруга к праотцам. Не говоря уже о выходящей из строя технике, ломающихся элементах снаряжения и прочем военном скарбе, которого даже в условиях конфликта низкой интенсивности необходимо очень много.

Поэтому любое обострение ситуации в мире заставляет топ-менеджмент оружейных гигантов потирать руки в предвкушении сверхприбыли. И чем масштабнее столкновение, тем большие барыши оно им сулит. Ничего человеческого, только бизнес…
Сегодня лидерами мирового оружейного рынка являются компании, зарегистрированные в США. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, сияющий град на холме контролирует 39 процентов всего экспорта вооружений на планете, опережая на целых 20 процентов своего ближайшего оппонента — Россию. При этом за последние пять лет общий объем поставок вооружений из Штатов увеличился на 14 процентов, несмотря на то что в целом в мире стволов стали продавать почти на 5 процентов меньше.
Верхняя часть списка крупнейших экспортеров плотно оккупирована пятью акулами бизнеса: Locheed Martin, Boeing, Northrop Grumman, Raytheon и General Dynamics. Общий объем прибыли за прошлый год составил ни много ни мало 166 миллиардов долларов. И это не считая еще доброго десятка фирм поменьше! Вдумайтесь в эту цифру — она превышает ВВП многих государств в разы.
Специальная военная операция, проводимая Россией в Украине, стала для американских и западноевропейских производителей оружия настоящим Клондайком. Еще в январе Запад начал накачивать нашу южную соседку противотанковыми ракетными комплексами, стрелковым оружием и боеприпасами, а с началом боевых действий спектр поставок непрерывно расширялся: артиллерия, танки, реактивные системы залпового огня. Ходят упорные, но пока официально не подтвержденные слухи о передаче Украине западноевропейских и американских боевых самолетов — советские летательные аппараты, стоявшие на вооружении стран Восточной Европы, уже мелькают на кадрах с фронта.

Чем дольше длятся боевые действия, тем больше западного вооружения требуется Украине. Запасы, сохранившиеся на ее складах и в загашнике у ее соседей, стремительно тают, и лидеры «развитых демократий», тесно повязанные с военно-промышленным комплексом, увеличивают долю оружия собственного производства в общей массе поставок. Так они стараются убить двух зайцев: навредить геополитическому сопернику, затягивая конфликт и пытаясь его эскалировать, и обеспечить стабильно растущую прибыль ВПК.

Лобби всемогущее

Главным выгодоприобретателем среди компаний «большой пятерки», о которой шла речь выше, пока является фирма Raytheon. Именно она производит комплексы Javelin и Stinger, которых поставили в Украину уже больше 10 тысяч: более 7 тысяч и 2,5 тысячи соответственно. Стоимость одного экземпляра Javelin составляет 178 тысяч долларов, а вместе с ракетой переваливает за 250 тысяч. Впечатляющая цифра с учетом масштабов поставок, не правда ли? А если учесть, что «Копье» (а именно так переводится название ПТРК на русский язык) — это важный, но отнюдь не единственный продукт компании, то все становится еще интереснее. Причем деньги капают на счета Raytheon не только по схеме «произвел — передал украинскому заказчику»: 625 миллионов долларов звездно-полосатые дельцы положили в карман после того, как Дания, Италия, Литва, Латвия и Нидерланды передали 1400 своих зенитных комплексов Stinger ВСУ.


Почему же заказы сыплются на эту компанию как из рога изобилия, а некоторые политики ведут себя так, будто зарплату им перечисляют прямиком из центрального офиса Raytheon? Потому что в определенном смысле так и есть: на лоббирование своих интересов в правящей верхушке США этот оборонный гигант тратит почти 20 миллионов долларов.
А ведь есть и коллеги по опасному бизнесу — тот же Locheed Martin, занимающийся изготовлением боевых самолетов и реактивных систем Himars, с конца февраля этого года увеличил расходы на лоббирование интересов на 6,5 миллиона долларов. Результат вложения уже виден — с июля американские РСЗО присутствуют на линии фронта. Правда, используют их чаще как орудие террора, нежели войны: расчеты Himars палят по жилым кварталам Донецка, Макеевки, приняли участие в показательной «казни» пленных из полка «Азов» в колонии Еленовки.
Однако деньги не пахнут, и в каждом новом пакете вооружений обязательно есть боеприпасы для этих систем.
Лоббирование, конечно, хорошо, но гораздо надежнее иметь проверенного человека в нужном кресле. Таких представителей у Raytheon в правящих кругах сразу несколько. Например, нынешний министр обороны Ллойд Остин. Мистер Остин — бывший член совета директоров и крупный акционер оборонного гиганта. Из-за этого он с трудом прошел процедуру согласования на пост даже в полностью подконтрольном Демпартии сенате: от этого назначения за версту несло коррупцией.
Еще один из лобби-когорты Raytheon — госсекретарь Энтони Блинкен, ярый сторонник продолжения «войны до последнего украинца». На пару с Остином он владел компанией Pine Island Capital Partners, которая была в тесной связке с Raytheon в сфере аэрокосмических разработок. Вдобавок одно из высших должностных лиц США ранее работало в Центре стратегических и международных исследований, спонсором которого тоже является исполин ВПК. Ну и вишенка на торте — мистер Блинкен до вступления в должность госсекретаря имел свое собственное агентство по лоббированию оборонных контрактов. Комментарии, кажется, излишни.

Неизвестно, знакомы ли директора Raytheon с мудрой пословицей «Не клади все яйца в одну корзину», но в практике лоббирования своих интересов они четко ей следуют. Именно поэтому коррупционный спрут пустил свои щупальца не только в исполнительную, но и законодательную власть. Хрестоматийный пример — один из главных ястребов сената Ричард Блюменталь, который на каждом углу рассказывал о своих подвигах во Вьетнамской войне, но оказалось, что просто врал, на чем и был пойман. Однако репутация отъявленного лгуна не помешала ему вполне официально получить от Raytheon 258 тысяч долларов на избирательную кампанию в 2016 году и тогда же пролоббировать идею передачи контракта на поставку двигателей для новейшего истребителя F-35 дочерней компании своих благодетелей. Правда, в итоге для американских военных это оказалось не лучшим решением, поскольку агрегат получился с серьезным дефектом. Теперь по этой причине более 15 процентов эксплуатирующихся в мире F-35 фактически небоеготовы.

Успешно завершив проталкивание на вооружение армии собственной страны некачественных авиадвигателей, сенатор Блюменталь переключился на поддержку Украины — именно он первым стал носиться с требованием срочно поставить туда Javelin и Stinger. Вы ведь помните, какая компания производит эти оружейные системы?

Такой симбиоз военных промышленников и властей ведет только к одному: прибыль первых зависит от той политики, которую проводят вторые. Поэтому сколотившие состояния на крови капиталисты заинтересованы в том, чтобы политика самопровозглашенного гегемона была как можно более агрессивной. Ведь каждая вспыхнувшая горячая точка на карте — это миллионы долларов чистой прибыли.


Для целого ряда крупных западных компаний боевые действия в Украине — настоящее окно возможностей. Издержки в виде смерти тысяч людей, страданий собственного народа из-за подорожания продуктов питания и электроэнергии не особенно заботят оборонных и энергетических гигантов. Ведь и они сами, и их лоббисты думают лишь о прибыли и никогда — о цене, которую за это платят миллионы человек по всему миру.

Деньги пахнут кровью

Свою долю в сверхдоходах, которые приносит оружейным компаниям конфликт в Украине, стремятся урвать и европейские производители. Здесь балом правят британский концерн BAE Systems и французская компания Thales. На пятки им стараются наступать немцы из Dynamit Nobel.
Английские оружейники еще весной смогли урвать себе крайне выгодный контракт на замену 400 тысяч боеприпасов натовского образца взамен поставленных ВСУ. Кроме того, именно на заводах этой компании были заказаны 108 гаубиц, которые затем США передали украинцам, а также партия противотанковых ракет. Это подняло стоимость акций BAE в первом полугодии на 32 процента. Еще больший рост — 35 процентов — показали французы.

Однако пока абсолютным рекордсменом по росту стоимости ценных бумаг стал немецкий концерн Rheinmetall AG, который с 1 марта по 28 июня выдал фантастический результат в 123,91 процента.
Человек «в теме», конечно, спросит: позвольте, но ведь ни обещанных танков, ни БМП Германия Украине так и не поставила? Это верно, однако дьявол кроется в мелочах. Ведь страны Европы активно гонят бронетехнику для ВСУ, истощая собственные запасы. В условиях искусственно нагнетаемой военной истерии правительства обязательно захотят заменить устаревшие советские образцы, отправленные на фронт, чем-то более современным. А конкурентов у немецких танкостроителей из Rheinmetall с их Leopard на континенте не так и много: французский Leclerc дорог в изготовлении и сложен в эксплуатации, для производства британского Challenger нужно расконсервировать заводские линии в Ньюкасле-на-Тайне.
Вообще, из многих исследований, посвященных тому, как зарабатывают западные оружейные компании на войне в Украине, ускользает один важный момент. Да, много современных стволов идет украинцам, однако еще большие прибыли сулят заказы на перевооружение натовских армий, которые активно сбывают устаревшее по их меркам вооружение и уже планируют закупки самых свежих новинок.
Ярче всего это видно на примере все той же ставшей притчей во языцех РСЗО Himars. ВСУ получают от заокеанских хозяев в большинстве своем ракеты с дальностью в 70 километров — первоначально именно они были основными в боекомплекте системы. Однако уже на 2023 финансовый год армия США предусмотрела снятие этих ракет с вооружения для замены перспективными высокоточными боеприпасами, созданными по программе Precision Strike Missile. Однако новый год в штатовской экономике начинается не с 1 января, а с сентября, то есть процесс вывода старых ракет нужно начинать уже осенью. Поэтому сейчас их в авральном порядке сбывают на фронт, готовя место для приема в разы более «прокачанных» ракет — по некоторым данным, новинки смогут бить на 500 километров, окончательно превращая Himars в пусковую установку для тактических ракет.

Не ракетами едиными

Впрочем, не только доходами от продажи оружия пополняются карманы американских и западноевропейских магнатов. Весьма перспективными оказались СВО и введенные против России санкции для энергетических компаний США и Великобритании. Такие гиганты, как газодобывающие Chevron и Tellurian, спонсируют целый лоббистский «Атлантический совет», который активно ставит палки в колеса российскому «Северному потоку — 2», а также продвигает в конгрессе собственный проект «Инициатива трех морей». Он предполагает постройку в странах Балтии, Польше и Хорватии терминалов для приема поставляемого из Штатов сжиженного газа. А теперь внимание: деньги на него выделят в рамках акта «О защите суверенитета Украины» — она должна будет покупать газ с людоедскими наценками от польских поставщиков, которые уж точно не упустят возможность нагреть руки на непутевых соседях.


Как и оружейники, воротилы газового бизнеса предпочитают иметь надежных людей на правильных должностях. Такой персоной в США является, например, небезызвестный сенатор Тед Круз, который за 4 миллиона долларов так рьяно защищал интересы газодобывающих компаний, что даже блокировал назначение на должности в администрацию президента лиц, которые могли поспособствовать реализации «Северного потока — 2». Для него введенные санкции вообще стали, видимо, вершиной карьеры, судя по высказываниям после 24 февраля.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter