Жители сенненской деревни Кодуково остались без воды, но разбираться с проблемой сообща не спешат

Ни воды, ни взаимопонимания

Тревожное письмо пришло в редакцию из Сенненского района. На листочке, вырванном из школьной тетради в линеечку, ровным почерком с перечислением фамилий восьми граждан — пронизанный болью рассказ. Правда, без единой подписи, если не считать указанного на конверте адресанта. Но ведь это не столь важно, когда речь идет о болезненной для людей проблеме: с начала лета жители деревни Кодуково остались без воды. Едем на место.

Капризная система

С десяток километров от трассы Витебск — Сенно до центральной усадьбы СУП «Совхоз имени Машерова». Потом еще три километра по гравийке. И вот оно, обезлюдевшее Кодуково... Даже возле домов дачников средь бела дня тишина. Председатель Мошканского сельисполкома Николай Тихоновский останавливается в начале деревни у водоразборной колонки. Включает. Водица льется с хорошим напором.

Николай Тихоновский.

— Жители села правильно пишут: мы собирали деньги и пытались ликвидировать проблему, — объясняет Николай Николаевич. — К сожалению, не полностью удалось. После того как сотрудники МЧС продули систему водоснабжения, вода пошла. Но только в один конец деревни, которая по отношению к водокачке расположена буквой «т». Нужно искать другие варианты.

Увы, колонки ожили именно там, где расположены дачные дома. А вот постоянные жители так и остаются без воды.

Глава сельской власти рассказывает предысторию. Судьба Кодуково аналогична судьбе десятков малонаселенных деревень, причем не только Витебской области. Раньше тут размещалась животноводческая ферма, и местное сельхозпредприятие было заинтересовано в бесперебойном водоснабжении производственного объекта. Деревня обезлюдела. Сегодня здесь проживают всего восемь человек. Три года назад ферму закрыли. Содержание водонапорной башни — слишком затратный для хозяйства актив. Тем более что из-за слабого разбора ее постоянно запесочивает — требуется регулярная очистка. Что касается инженерных сетей (это около 600 метров), которые в ветхом состоянии, то они вообще ни на чьем балансе не состоят.

— В прошлые годы несколько раз мы организовывали очистку скважины от песка. Возможно, такое вмешательство помогло бы и сейчас, — по-хозяйски рассуждает Николай Тихоновский. — Привозил сюда специалистов, они тоже так считают. Но кто это будет делать? В уборочную в хозяйстве каждый человек на вес золота. Я бы договорился с руководством сельхозпредприятия, там помогли бы вырезать люк для доступа к скважине, а потом заварить. Даже отпустили бы на некоторое время жителей Кодуково с работы. В деревне проживают четверо трудоспособных мужчин, да вот только желающих, увы, нет…

Конфликт интересов

По словам председателя сельисполкома, даже когда водоразборные колонки действовали, не обходилось без эксцессов. Каждый год накануне зимы приходилось настойчиво просить людей, которые ими пользуются, утеплить оборудование. По привычке сельчане до сих пор считают: делать это должен кто-то сторонний.

— Пытаюсь объяснить: даже если сейчас каким-то образом заставим работать сеть — это не панацея, — убежден глава местной власти. — Завтра сгорит насос, и покупка нового для деревни, где восемь человек и разбора воды почти нет, будет признана нецелесообразной. В таких деревнях нужно переходить на колодцы. Кстати, они когда-то здесь были почти в каждом дворе.

Слова Николая Тихоновского подтверждает и старейшая жительница села Софья Шубара. Пенсионерке 87 лет, живет она с сыном-инвалидом.

— У нас тоже в конце огорода есть колодец. Там у многих односельчан стояли. Мы свой недавно почистили, вот только далековато за водой, а сил нет… Сын на мотоблоке в емкостях привозит воду прямо от башни. Что будет завтра — не знаю…

Софья Шубара. 

Председатель сельсовета рассказывает: он сейчас инициирует ремонт и обустройство колодца, который был бы всем удобен. Объект на балансе ЖКХ, расположен посреди «безводной» улицы. Нужно почистить, углубить, сделать крышку на кольца…

Но Софья Ивановна скептически относится к этому предложению. Утверждает: вода там верховая, никогда не была пригодной для питья. Такого же мнения придерживается и ее соседка Наталья Авференок, фамилия которой, кстати, и значится на конверте письма в качестве отправителя. Вот только женщина наотрез отказывается от авторства…

— В наш дом воду сын на тракторе привозил. Доставлял скоту на поле и сюда заезжал, — делится она собственной схемой водоснабжения. — Что дальше? Не знаю… Вместе башню почистить? Чистите. А почему все мой Вова да мой Вова?! Я ж его не заставлю. Всех мужиков хотите собрать? Собирайте…
Честно говоря, такая позиция больше похожа на «моя хата с краю». Подобным образом общедеревенскую проблему никак не решить. Так же, как и путем жалоб-обращений в различные инстанции. Тем более под чужой фамилией. 

Николай Тихоновский пообещал еще раз организовать собрание и обсудить ситуацию. Только уже заранее понятно: жителям деревни Кодуково, которые никогда и никому за воду из колонок не платили, теперь и самим придется приложить руки к тому, чтобы сделать свою жизнь более комфортной. Решений несколько: почистить от песка башню, привести в порядок собственные колодцы или выкопать новый. Местные органы власти готовы помочь в реализации любой из этих инициатив, главное — найти общий язык.

КОМПЕТЕНТНО

Валентина Масько, заместитель генерального директора УП «Витебскоблводоканал»:

— К сожалению, вопрос организации водоснабжения малонаселенных деревень весьма актуален. Ежегодно десятки деревень сталкиваются со сложностями в этом плане. Содержание скважин и водонапорных башен — очень затратное дело. Решать проблемы нужно исходя из конкретных ситуаций, путем анализа всех за и против, в зависимости от местных условий. Это может быть и приведение в порядок шахтных колодцев, и подвоз воды. Как вариант — многие жители обустраивают малозаглубленные скважины. Стоимость не так велика — примерно 1 — 1,5 тысячи долларов в эквиваленте. Подрядчики зачастую предоставляют рассрочку.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Терентьев, председатель Витебского областного Совета депутатов:

— В Витебской области свыше 6 тысяч деревень. Население более половины из них не превышает 10 человек. Тем не менее органы местной власти настроены на максимальное сохранение централизованного водоснабжения. Руководство области поставило четкую задачу: все оказавшиеся бесхозными сети брать на баланс ЖКХ и водоканала, приводить в порядок и обслуживать. Но там, где это делать нецелесообразно, нужно искать другие варианты решения проблем. Заинтересованность граждан, их инициатива и участие обязательны. В данном случае пассивность недопустима. Государство не может взять на себя очистку и обслуживание всех частных колодцев или финансирование строительства новых, но заранее обреченных на простой объектов. 

begunova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter