Ни в пять ни в десять

А вам какая больше нравится система оценок: пятибалльная или десятибалльная?

Я не ругаю дочку за восьмерки, хоть эта оценка мне и не нравится. Как по мне, так это та самая четверка, которая была в мои школьные годы. Ребенок же настаивает на том, что это пять с минусом. Вообще-то она плохо разбирается в старой советской системе оценки знаний, как, собственно, и я в нашей современной. Мне ближе мои четверки-пятерки, ей — ее девятки-десятки. Спасает только то, что на отметках мы не зацикливаемся, больше печемся об общем уровне знаний.

Фото alfamed-nsk.ru
Есть ощущение, что разговор о возврате к старой системе оценок назревал давно в каждой семье. Мое поколение и тех, кто старше, абсолютно устраивала пятерка как максимальный балл. Точнее, в головах людей, жаждущих забыть о СССР как о страшном сне, всегда крутились мысли о нашей новой модели образования, не похожей на советскую, а напоминающей заграничную. Я сама хорошо помню, как в детстве переписывалась с девочкой из Болгарии, она, конечно, поинтересовалась моими успехами в школе. Я была честна: учусь на 4 и 5. Она в ответ: а у меня только шестерки. Сначала мне это казалось шуткой, но потом все стало на свои места — в Болгарии была шестибалльная система оценок. Ой, как я тогда завидовала иностранной подружке! Не потому, что она учится лучше меня, а потому, что у них не так, как у нас.

Тогда мне, школьнице, часто казалось, что Мария Федоровна не совсем объективна в оценке знаний некоторых учеников в моем классе по моей любимой белорусской литературе. Я всегда читала больше, чем задавали, «вершы на памяць» рассказывала с интонацией, да и вообще «мову» знала лучше всех в классе. В общем, пятерки — двадцати человекам, а на олимпиаду — только Степуро. В такие моменты мне хотелось шестибалльную систему, а лучше вообще десятибалльную. Но в то же время я отлично понимала, что, случись такое, по той же математике или физике я никогда не получу наивысший балл. И зачем, спрашивается, мне тогда эта новая система оценок?

Но она все же случилась, хотели мы того или нет. Почти пятнадцать лет прошло, а споры идут до сих пор. Очень сложно дался переход на нее педагогам, которые до этого уже много лет проработали в школе. Разбираться и адаптироваться пришлось не год и не два. Только вроде привыкли — гром среди ясного неба: заместитель Премьер-министра Василий Жарко предлагает рассмотреть вариант возвращения к старой системе отметок. Не он сам это придумал — люди просят. Мотив такой: десятибалльной она является только на словах — десятки ставят редко, а единицы и двойки вообще почти никогда. К тому же очень размыта граница между другими оценками.

Конечно же, появились несогласные. В основном сами школьники и студенты, а также молодые учителя. Те, кто, что называется, другой жизни не видел. Им «десятибаллка» кажется вполне удобной. Прочитал стихотворение наизусть с чувством, с толком, с расстановкой — получи наивысший балл. Запнулся — уже девять. Еще и без интонации — восемь. Казалось бы, торжество справедливости — то, о чем я мечтала в свои школьные годы! Но сегодня, будучи в роли не ученицы, а мамы, отлично понимаю, что вся чехарда с оценками начинается именно после восьмерки. Там уже у каждого учителя свои критерии выставления баллов. Две запинки в стихотворении без интонации — это 8 или уже 7? «Это смотря какие запинки. И что значит «совсем без интонации»?» — уточняет мой знакомый педагог. Лично для меня за этим вопросом скрывается субъективное отношение учителя к конкретному ученику. Мало кто из педагогов признается, что сегодня, выбирая между двумя оценками, он вспоминает весь послужной список школьника. Вчера ребенок чуть не сбил директора с ног, значит, заслуживает не больше семерки. Или наоборот: Машенька такая положительная девочка, что ей и восьмерки не жалко.

Нечего скрывать: и в прошлом веке часто оценки во многом зависели от настроения учителя и его отношения к конкретному мальчишке или девчонке. Будет это, даже сделай мы и двадцатибалльную, да хоть стобалльную систему. Несогласные и недовольные никуда не исчезнут. Поэтому лично я на распутье – не знаю, какой должна быть система отметок, ведь положительные и отрицательные моменты есть везде. Могла бы закончить пафосно, мол, не об оценках надо думать, а о повышении уровня знаний. С этим никто и не спорит. Но ведь даже сам уровень знаний тоже требует оценки. В любом случае для каждой мамы, уверена, куда важнее не высокие баллы, а огонь в глазах и улыбка на устах ее ребенка.

stepuro@sb.by

Версия для печати
АЮВ
Мне вас всех жалко. Вы не за знания боретесь - за оценки. Как говаривал мой друг - летчик: "Погоны подъемной силы не имеют". Будь ты хоть маршалом авиации, а летать-то не умеешь. Кстати, всех с прошедшим праздником - Днем авиации. Я в этих войсках служил.  
ЕКАТЕРИНА, 50, МИНСК
Самый главный ответ, почему "нет" пятибалльной системе - всех достали реформы в школе. Сколько можно???? Есть замечательное французское выражение: консервативен как учитель. Это нормально - консервативность в образовании. А нас все время трясет. То нужны профильные классы, то не нужны. То 12 лет учимся, то 11. Теперь снова оценки... АВТОР НЕУБЕДИТЕЛЕН
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?

Новости
Все новости