Кто и как на Гомельщине противостоит кражам топлива в АПК

Ни в чей бак солярка

«ЛИШНИЕ» литры солярки — большой соблазн для механизаторов, один из способов обогащения тех, кто нечист на руку. Дизель никогда не пропадет и будет востребован водителями легковых авто в любое время. Даже ночью. Главное, тайник найти для него надежный. Знаю в Гомельской области районы, где в радиусе 50 километров одна АЗС, а между тем сельчане вовсю рассекают на недешевых минивэнах, универсалах, «каблучках»… Нетрудно догадаться, где многие из них заправляются. Есть предприятия, где грузы доставляют на больших машинах, а также хозяйства с их тракторами и комбайнами. В них-то и ищут «своего» человека, который бы подсобил и продал канистру солярки. Конечно, дорогие дворцы на вырученные деньги механизаторы себе не построят. Однако, как показывают подсчеты, канистра к канистре — и, глядишь, целый бензовоз топлива «утек» на сторону. Как можно положить всему этому конец?


ТОЛЬКО за прошлый год органы правопорядка области выявили 453 факта мелких хищений в хозяйствах. Львиная их доля — топливо. В Ветковском районе, например, тракторист сельхозпредприятия «Искра-Ветка» слил 10 литров дизтоплива. В качестве наказания оштрафован на 230 рублей и лишен 100 процентов премии за месяц. А сотрудники Лельчицкого РОВД на подворье 45-летнего жителя Приболовичей выявили 290 литров дизтоплива с красителем — признак того, что оно украдено из хозяйства. Неработающий пояснил, что соляркой запасался на ближайших АЗС. Однако потом сознался, что топливо ему продавали неизвестные, которые представились... трактористами. 

Как считает официальный представитель УВД облисполкома Виталий Пристромов, в сознании многих укоренилось, что не стоит осуждать тракториста, слившего немного топлива. В понимании обывателя — трудяга не украл, он просто взял. Зачем тогда сторож, который, казалось бы, должен следить за порядком, а не крепко спать? Чего греха таить, но так уж повелось, что во многих хозяйствах охрана порой — чистая формальность. Нет даже элементарного освещения на мехдворе, и попасть на его территорию не составляет труда.

Как хозяйства противостоят топливным ворам, увидел в командировке по хозяйствам Гомельской области. В сельскохозяйственном унитарном предприятии «Тереховка-агро» Добрушского района давно уяснили: к каждому механизатору сторожа не приставишь. Поэтому начали внедрять систему защиты от слива солярки. Причем отнюдь не самую дорогостоящую. Зато эффективную.

Главный инженер Игорь КРИВДЕНКО дает расписаться механизатору Александру ГАРБУЗОВУ в журнале учета топлива

Директор Руслан Соколов в должности всего год. Говорит, что боролись с воровством солярки до него, однако последние два года — все более пристально. Сначала механизаторы отнеслись к нововведению со скептицизмом. Но когда увидели, что за счет экономии стали больше зарабатывать, упреки прекратились.

В Тереховке на мехдворе своя заправка, которой уже не один десяток лет. Каждый день за топливом приезжают около 20 тракторов. Но соблазна что-то слить нет. Здесь установили электронную колонку — теперь максимальная погрешность на 10 литров всего 300 граммов. А на старой она была в два и более раза. Обслуживание новой колонки обходится в 450 рублей в год. 

Еще один способ упредить кражу в поле — пломбировка топливного бака и покраска внешних деталей трактора. К примеру, красят элементы топливного насоса. Отсоединить от шланга подачи бесследно не получится — краска попросту отпадет. Да и подобрать аналогичный цвет не выйдет, оттенок особый. Расходы на такие способы защиты копеечные: 40 рублей на краску и 130 рублей на пломбы. К слову, последние ставят каждый день на все трактора.

Заведующая складом ГСМ и запчастей СУП «Тереховка-агро» Надежда РЫДКИНА замеряет уровень топлива в цистернах

За какое время окупаются траты? Сейчас хозяйство экономит в месяц почти целый бензовоз, а это без малого пять тонн — на 5500 рублей. Этой суммы достаточно, чтобы покрыть обслуживание бензоколонки, расходные материалы, а также содержать начальника склада ГСМ. Стоит добавить, что сэкономленная сумма не такая и маленькая. Директор Руслан Соколов замечает, что за счет этих средств в хозяйстве увеличили посевные площади на 400 гектаров — под овес, ячмень, кукурузу. 

В буда-кошелевском КСУП «Кривск» прибыль от продажи молока и мяса за квартал копеечная — всего 169 тысяч рублей. Неудивительно, что за этот период в среднем доили от коровы всего по 7 килограммов  в сутки. В том числе и по этой причине месяц назад тут поменяли управленцев от экономистов до директора и даже сторожей. 

Новый директор Андрей Зубарев признается, что первым делом распорядился об установке пломб на бензобаках.  Пломбировкой многие были недовольны, однако руководитель настоял на своем и сумел переломить сознание механизаторов. И такой метод оправдал себя — в день удалось сэкономить около 500 литров топлива. В месяц — 15 тонн, или 16 500 рублей.

ОПРАВДАННО ли в целом содержание бензоколонок, а их в хозяйствах 67, или выбирать свое топливо через систему автозаправочных станций (АЗС)? Аргумент в пользу последнего — в танки с топливом так просто не доберешься, все находятся под наблюдением видеокамеры, и операторы не спят в шапку.

Ведущий специалист  Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского облисполкома Артем Ермак не видит в таком маневре практического смысла. Есть и масса тонкостей. Во-первых, комбайну заехать на АЗС не так-то просто. Во-вторых, в некоторых хозяйствах расстояние до них до 50 километров. Значит, при разрешенной скорости 25 километров в час техника будет добираться два часа (!) в одну сторону. Плюс расходы топлива на дорогу баснословные. Да и не продают на бензоколонках биодизельное топливо, а именно его используют в хозяйствах. 

Но ведь есть передвижные бензовозы со счетчиками — почему не заправлять трактор с помощью их прямо в поле? Артем Ермак говорит, что тогда понадобится не один такой, а как минимум два на одно хозяйство. В крупных сельхозпредприятиях и вовсе не менее пяти. Их покупка, а также содержание (к бензовозу особые требования безопасности) обойдется в копеечку. Не меньше, чем содержание колонки в хозяйствах.

КОММЕНТАРИЙ

Начальник отдела по механизации и электрификации Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского облисполкома Александр ГУЛАЙ:


— В АПК Гомельской области годовая экономия топлива — около пяти тысяч тонн. Проверено 97 процентов топливораздаточных колонок. В оставшихся хозяйствах они тоже проверены, но документы на них не получили. Комитет постоянно проводит мониторинг заправочных станций и следит, как устраняют неполадки. В этом помогает ОАО «Гомельагроэнергосервис»: от чистки емкостей до ремонта топливораздаточных колонок. Сейчас в районах службы дорабатывают защиту топливной аппаратуры. 

Еще один способ экономии топлива — хозяйства внедряют навигационные системы. Они дают возможность видеть, во сколько механизатор остановился на обед, когда прибыл в гараж. Через маршрут движения можно определить объем выполненной работы. Особенно это важно для энергонасыщенных тракторов. Некоторые районы массово проводят процедуру закупки и выбор поставщика аппаратуры. Оборудование дорогое. Поэтому важно, чтобы оно было качественное и сертифицировано как средство измерения. А вот внедрение комбайнов на газовом топливе не планируется. Дорого построить в каждом хозяйстве газовую станцию. Да и  в отличие от дизельного оборудования обходится в обслуживании недешево.

kovalev@sb.by

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter