В чешских пивных перестали обсуждать политику

Ни слова о политике

В чешских пивных перестали обсуждать политику. Говорят о чем угодно: о семье, детях, рыбалке, охоте, лыжном сезоне, о женщинах и мужчинах, наконец, — но не о политике. И этому тренду как минимум пятнадцать лет, утверждает декан факультета социологии Карлова университета Иржи Винопал. С 2004 года под его руководством проводится ежегодное исследование социальной жизни чешских пивных. Даже не думайте смеяться: пиво и все, что с ним связано, в Чехии — национальный институт, отношение к этому серьезнее некуда. Меняются жизнь и ее ритм, социальный строй, отношения между людьми, но одна вещь остается неизменной — ты всегда можешь прийти в пивную, заказать кружку пенного и поговорить обо всем этом с друзьями. За первой кружкой идет вторая, третья… Разговор все оживленнее. По крайней мере, так было до сих пор. Но все меняется, и чешские пивные тоже.

Пивоварня «У Флеку» варит пиво с 1499 года, это одна из самых знаменитых пивных Чехии

Когда я собирала материалы для проекта «Без железного занавеса» об изменениях в бывших социалистических странах, в Чехии мне рассказывали, что при социализме цена на пиво была делом государственной важности и ее повышение обсуждалось чуть ли не на Политбюро ЦК КПЧ. Почему? Да потому, что пивные были главной отдушиной, предохранителем против бунтов. И свою функцию выпускания пара выполняли исправно: соберется народ в пивной, выпьет, поругает правительство, недобрым словом помянет мировую закулису, добрым — жизнь на Западе («Эх, нам бы баварское вместо будеевицкого»), вздохнет — и к женам под теплый бочок, чтобы не проспать завтра на работу. Как в таких условиях повышать цены? Невозможно.

В музее чешского пива есть зал, стилизованный под пивную социалистических времен: ностальгирующим — сюда

А чтобы каждому работяге вечер в пивной был по карману и он знал, на что ему денег точно хватит, все заведения в стране были разделены на четыре категории. Каждой полагался свой ассортимент и ценовая политика. Исторически сложилось, что понятие «чешская пивная» у местных стало прочно ассоциироваться с «четверкой» — заведением самой низкой категории. Где скатерти хранили следы разлитого вчера пива, меню не предусматривало горячие блюда, зато закусок было в избытке, где зал был всегда полутемным, а над столами неизменно висел сигаретный дым. Это были самые демократичные заведения с самыми острыми политическими дискуссиями — интеллигенты, среди которых было, как признает Иржи Винопал, немало любителей выпить, такие заведения тоже любили. Но время их, кажется, ушло безвозвратно (не интеллигентов, а прокуренных «четверок»).

Курить в чешских ресторанах и пивных запретили совсем недавно: страна сражалась с ЕС за свои задымленные обеденные залы до последнего. Но все-таки проиграла: теперь там курить нельзя. Популярные до сих пор «четверки» спасает только табачный аромат, намертво пропитавший стены. Хотя и он потихоньку выветривается. А с ним и традиции поговорить о политике. Нет, не подумайте, что чехов она не волнует — как и всех, волнует, конечно, но уже не так сильно, как раньше. А когда сильно, они выходят на площади — благо сейчас это запросто.


Еще одна тенденция, которую отмечает исследование Карлова университета, — чехи стали в принципе меньше ходить в пивные. Причин несколько. Молодежь пьет меньше пива, чем их родители: у родителей не было такого выбора алкогольных напитков, какой есть сейчас в магазинах. Ну а когда курение в пивных запретили, вырос спрос на пиво в бутылках и банках. И это еще одна тенденция: люди чаще собираются дома, хотя признают, что у разливного вкус, конечно, получше. Пивовары тенденцию уловили, розлив в тару нарастили, исследования, как приблизить вкус баночного к разливному, ведут активно, газеты об этом охотно пишут, рейтинги баночного пива публикуются регулярно.
  

Вывеска у входа в музей чешского пива в Праге: «Чем чехи знамениты? Пиво!»

Сейчас чешское пиво куда разнообразнее и качественнее, чем было при социализме: конкуренция, знаете ли. Самый быстрорастущий сегмент рынка — маленькие пивоварни. Почти все крупные перешли в иностранные руки (исключение — государственный «Будвар»), что чехам, конечно, как серпом по национальной гордости. Гордиться ведь действительно есть чем: пивные туры в Прагу популярны по всей Европе. Для англичанина или датчанина (об их пьяных буйствах регулярно пишут чешские СМИ) местные пивные — просто Клондайк и Эльдорадо, как говаривал Глеб Жеглов: пиво и еда (правда, про нее часто забывают, а зря — если бы хорошо закусывали, глядишь, и буянили бы меньше) отличного качества, а цены по сравнению с теми, что на родине, смешные. Чехам репутация «пивного рая» нравится, а вот английские и датские последствия — не очень. Хотят навести порядок, но так, чтобы туризм не пострадал. Первый шаг — намерены запретить пивовелотуры, бороздящие города. Это когда несколько человек едут на платформе с пивным краном — наливают, выпивают и крутят при этом педали. То есть не очень трезвые люди управляют транспортом.

Исследование Карлова университета туристов не касается, а вот по поводу исчезновения пивных в маленьких деревнях бьет тревогу. Негде местным собраться и поговорить. Правда, Иржи Винопал оптимистичен: «Деревни, которые проходят точку экономического невозврата, теряют свою пивную, и это печально, но достаточно появиться одному человеку — и все может измениться. Это должен быть человек, которому пивная нужна не для заработка, но который считает, что она здесь должна быть». Чтобы как в старые добрые времена — люди собирались за столом и говорили. Но только не о политике, пожалуйста. Кому она сейчас интересна?

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter