Ни себе, ни людям...

О капитальном ремонте

«Сделал, как для себя» — кто из нас не слышал такой вариант похвалы хорошо исполненной работе. Все нормально? А если вдуматься?


Более года назад в нашем доме в центре Минска начался капитальный ремонт. Слава Богу, эти страдания уже практически позади: строители даже свои бытовки месяц назад сняли и увезли к новому объекту (наше ему сочувствие). Но, как водится, недоделки «добиваются» по сей день. Ладно, ничего, однако смотришь на «трудовые подарки» строителей и невольно думаешь: неужели и себе они так же сделали бы?


Вот на недавно отремонтированном высоком крыльце перед подъездом установили новое металлическое ограждение. Оно и само по себе отнюдь не шедевр искусства ковки — сохранять в веках никому в голову не придет, но к тому же и предполагавшихся деревянных перил к металлическим поручням поначалу вообще не прикрепили. Жильцы подъезда тяжело повздыхали, однако сил вступать в новое сражение ни у кого не осталось. Даже видя, что под тонкой металлической рейкой торчат острые пики так называемого узора и, если рука, не дай Бог, соскользнет, мало не покажется. Хотя... Может, все–таки кто–то и пожаловался. Потому что несколько дней назад на крыльце появились деревянные перила. Лучше бы все оставалось как было! Эта же самая рука теперь просто не протянется к перилам, если голова, конечно, в своем уме. Такое впечатление, что изготавливалось все при помощи одного топора, причем очень тупого: деревянные «лохмотья», покрытые тонким слоем некачественной краски, торчат во все стороны, есть даже длиной сантиметров пять. Для сравнения можно заглянуть в сам подъезд, где перилам уже полвека и простоят они так же успешно еще не меньше. Глядя же на новое крыльцо, думаешь: до какой степени надо не уважать не только окружающих людей — тех, для кого ты что–то делаешь, — но даже себя самого, чтобы не постесняться выставить в мир такой вот недоношенный «плод» своей так называемой работы!


А еще строители, когда проводили газовые трубы, утепляли стены, сняли козырек над крыльцом. Больше этот козырек — металлический, почти новый — на место не вернулся, исчез вообще. И как уверяют искушенные люди: что с воза упало, то пропало. Но куда пропало и почему? Козырек наш нам нужен: с неба — то дождь, то снег. Вот и приходится жильцам исполнять цирковые трюки перед запертой металлической дверью, чтобы зонтик удержать, сумки, ключ вынуть, замок открыть и попытаться не промокнуть. Зимой же это крыльцо будет неизбежно заметаться снегом, обледеневать, и крутой спуск с него станет сродни экстремальному виду спорта. К тому же конструкция дома такова, что сверху над головами людей будут нависать с крыши сосульки и глыбы сползающего подтаявшего снега. Ладно, рабочие не видят. Им, в конце концов, не за это платят. Но их образованные и ответственные руководители куда смотрят?


Самые высокие контролирующие органы озабочены проблемами того же капремонта. Но никому не страшно. И не потому, что бояться нечего, так как все хорошо. Просто параллельно с руководящим процессом идет совсем другая жизнь, та, где вытачивают перила со «стремками», где месяцами не убираются подъезды, где козырьки рассыпаются в металлическую пыль и уносятся ветром в неизвестном направлении... Да мало ли чего еще любопытного происходит в нашей маленькой жизни тогда, когда в больших залах собираются большие люди.


«Даю установку», — говаривал когда–то известный «наставник и чудотворец» Кашпировский. Кто же дает установку: работать «для себя» — значит старательно, хорошо, «для других» — тяп–ляп, лишь бы отбояриться? Это тем более непонятно. Ведь в исконной народной традиции: «для людей» — отдавать лучшее. Что перевернулось в головах? Может, сказывается настигшая нас общая люмпенизация мастерового человека? Дискредитация самого понятия «хозяин», когда бал правит голь перекатная, которая — ни себе, ни людям?


Трудно, конечно, побороть дракона в себе. Тем более когда он там вполне вольготно расположился. Но время «бескозырок» должно же когда–то уйти?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter