Ни рыба ни мясо

Ничто, пожалуй, так не улучшает вкуса домашних блюд, как знакомство с некоторыми столичными кафе, барами и ресторанами.
Ничто, пожалуй, так не улучшает вкуса домашних блюд, как знакомство с некоторыми столичными кафе, барами и ресторанами. Плохо вымытая посуда, грязные столы, мрачный интерьер и грубость или по меньшей мере отрешенность обслуживающего персонала - хотелось верить, что эти малоприятные картинки из "общепитовского" прошлого сохранились только в нашей памяти. Казалось бы, ситуация действительно изменилась: на смену замызганным забегаловкам и чахлым кафетериям пришли маленькие уютные кафе. Однако, несмотря на красочные вывески, громкие названия, высокие категории и цены появившихся заведений, уровень обслуживания в некоторых из них напоминает о знаменитых "общепитовских" временах. Намедни корреспонденту "СБ" довелось посетить приличное на первый взгляд и довольно посредственное, как оказалось, столичное кафе "Кавярня на падгор`i", что на улице Карла Маркса. Место, надо сказать, не злачное, но неприветливое и откровенно отталкивающее. Речь идет прежде всего о соотношении цен и качества услуг. Более часа, думаю, блюда в заведениях первого класса не готовят и уж салфетки на столах должны быть. К тому же не более чем средненькими можно назвать и качество кухни, и качество обслуживания. Неизгладимое впечатление оставило "фирменное блюдо" этого кафе: салат с курицей, черносливом и грибами был заправлен больше не майонезом, а огурцами. Между тем в приличных заведениях "фирменное блюдо" разрабатывается шеф-поваром по своей собственной рецептуре и технологии и фактически эти блюда являются визитной карточкой заведения. Впрочем, салат, в котором огурцов - половина, и вправду годится в качестве своеобразной визитной карточки этой "кафешки". К слову, меню в "Кавярне" читаешь, как сборник анекдотов. Например, раздел "Белорусская кухня" ограничен двумя - но зато какими! - блюдами: салат "Вежа" и свинина с черносливом. Вот уж поистине национальный колорит без границ! Причем, по-моему, это общая беда нашего общепита... Частенько встречаешь в разделе национальных белорусских блюд, к примеру, шашлык и блюда, приготовленные из морских продуктов. Так и хочется посоветовать поварам с ограниченной фантазией обратиться к произведениям Владимира Короткевича, который в подробностях описывал богатейшее меню обедов шляхты... Поведение официантов - разговор особый. Думаю, они еще долго будут вдохновлять наших сатириков. В нашем случае официант Николай принес меню где-то по истечении 10 минут (зато очень ловко в счете, умножив 709 рублей на 2, получил 1.918). Причем сам официант, похоже, слабо представлял из чего приготовлено то или иное блюдо. А на напоминание о непринесенном хлебе он и вовсе сгримасничал, будто я попросил его сбегать за ним к себе домой. В жизни действительно все познается в сравнении. В трех метрах от "Кавярнi" расположено кафе-бар "Грюнвальд". Цены здесь вряд ли ниже, но это оправдано как минимум красивым, располагающим к отдыху интерьером, стильной отделкой - с элементами средневековья и рыцарскими доспехами. И во всем остальном, как говорится, простенько и со вкусом. Оттого, наверное, здесь практически не бывает свободных мест. Чего, кстати, не скажешь о "Кавярне", где в двух залах откровенно скучали посетители, которым, видимо, не хватило места в соседнем заведении. И все же одна и та же причина рождает одно и то же следствие: нетребовательность к качеству кухни и обслуживания со стороны столичного управления общественного питания часто и неизбежно приводит к понижению и без того невысокого уровня многих кафе, баров и ресторанов. Кстати, начальник производственного отдела управления общепита Татьяна Батурчик на протяжении целой недели отказывалась комментировать корреспонденту "СБ" ситуацию в общественном питании Минска. А ведь уже завтра уровень "Кавярнi" может стать нормой. Министерство торговли ежегодно проводит конкурс на лучший ресторан и кафе. Дипломы конкурса, очевидно, повышают рейтинг заведений-лауреатов. А может, стоит организовать, к примеру, и конкурс на худший ресторан, кафе? По окончании конкурса, думаю, у входа можно было бы вывесить дипломы типа "за низкий уровень обслуживания", "за чересчур высокие цены", "за неэффективное использование производственных площадей", "за неудовлетворительное качество приготавливаемых блюд"... Во-первых, появится совершенно необходимая конкуренция. Ведь в бизнесе, как и в спорте, если нет соревновательного момента, то теряется форма. А потом, смотришь, и площади свободные обнаружатся. И не понадобится, может, столичным властям, скажем, кулинарию на проспекте Скорины безосновательно отдавать для создания еще одного "кафе первой категории" с массой недостатков и заоблачными ценами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter