Ни роду, ни племени

Существуют ли эффективные методы борьбы с подделками?
Существуют ли эффективные методы борьбы с подделками?

Тридцать долларов — сумма для студенческого бюджета, что и говорить, обременительная. Однако день рождения любимой девушки — событие нерядовое, рассудил первокурсник Александр и раскошелился на обожаемую его Мариной туалетную воду «Клима». Брызнув капельку содержимого флакона за ушко, виновница торжества скривила губки: «Это не Франция!» Слабый запах лишь отдаленно напоминал характерный французский аромат...

Фальстарт чреват скорым финишем

В отделе защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли визиту Александра не удивились: обманутые покупатели обращаются сюда регулярно. Только вот доказать факт фальсификации, говорят защитники потребительских прав, не так–то просто. По разным данным, ежегодный доход от реализации подделок известных торговых марок в мире в среднем достигает 500 миллиардов долларов. Другими словами, интервенция фальшивок на рынок — проблема, так сказать, планетарного масштаба. Универсального средства борьбы с фальсификатом пока не изобретено: имитаторы прибегают к все новым и новым уловкам. Однако похитителям чужих брэндов торжествовать рано.

Львиная доля фальсификата, оккупировавшего белорусский рынок, импортируется. Однако время от времени охотники нажиться на краденом имени объявляются и среди соотечественников. Разумеется, опаснее всего те подделки, которые могут нанести реальный вред здоровью (парфюмерия, косметика, продукты и т.д.). Свежий факт: не прояви сотрудники отдела по борьбе с экономической преступностью Центрального РУВД Минска оперативной смекалки, более 24 тысяч флаконов с фальшивыми шампунями, бальзамами и кондиционерами, на упаковке которых значился известный российский брэнд, как пить дать попали бы в торговую сеть. Организовал производство всей этой бурды директор и учредитель одной из минских фирм. Проходимец предусмотрительно вооружился липовыми документами, якобы подтверждающими качество его товара. Судя по внушительному количеству изъятого сырья и пустой тары, масштабы «производства» могли достичь нешуточных размеров.

Не успели улечься «мыльные» страсти, как закипели новые. На сей раз подделки дошли до потребителя. Дешевые макароны в процессе расфасовки в подпольном цехе в поселке Гатово чудесным образом превращались в высококачественный продукт «из твердых сортов пшеницы» и уходили на минских рынках за милую душу. За компанию под видом продукции белорусских производителей сбывались также крупы неизвестного происхождения. Нетрудно представить негодование хозяек, извлекших из кастрюль через 15 минут варки вместо аппетитных мучных рожков расползшуюся массу. И опять же впечатляет размах деятельности авторов комбинации: в общей сложности борцы с экономической преступностью конфисковали около 40 тонн «безродной» разносортицы.

Бред, а не брэнд

В отделе по раскрытию преступлений в агропромышленном комплексе и сфере потребительского рынка УБЭП МВД обеспокоенность минских коллег активностью производителей фальшивок разделяют. Только в начале нынешнего года в различных уголках Беларуси прикрыто 8 подпольных цехов. В большинстве подобных случаев объект копирования — алкогольные напитки. Неудивительно, что в милицейских рейтингах подделки градусной продукции стабильно удерживают первое место. Рентабельность иных кустарных производств сравнима разве что с наркобизнесом: прибыль в 5 — 6 раз (!) выше себестоимости.

Житель Барановичей, выдававший разбавленный водой спирт за фирменный продукт Брестского ликеро–водочного завода, видимо, был хорошо знаком с этой арифметикой. Предлагать товар с фальшивыми акцизными марками магазинам «предприниматель», понятное дело, не решился. Реализовывалась поддельная водка с рук.

В одной из деревень Гродненской области трое неработающих граждан за основу аналогичного напитка взяли растворитель «Мозаика» (собрат «Максимки»). При этом на бутылочных этикетках гордо красовался брэнд «Граф Орлов». Понятное дело, условия «производства», разместившегося в заброшенном сельском доме, были далеки от санитарно–гигиенических норм.

Впрочем, чтобы вывести «подпольщиков» на чистую воду, нужно еще доказать, что под вывеской «графского» напитка скрывается суррогат. В Государственном экспертно–криминалистическом центре (ГЭКЦ) МВД о фальшивках знают все ну или почти все, поскольку именно тут проводятся экспертизы на предмет подлинности изъятых у фальсификаторов «вещдоков». Специалисты условно делят подделки на «тонкую» работу и откровенную липу. Разоблачить примитивные «копии» особого труда не составляет. Но если речь идет о качественной фальшивке, исследования длятся не одну неделю. Такие «клоны» вполне могут оказаться на прилавках магазинов.

Бочка дегтя

По словам главного эксперта ГЭКЦ Александра Неверо, технология производства фальсификата не стоит на месте. Приходится совершенствовать и способы изобличения фальшивок. Скажем, в свое время специалисты ГЭКЦ совместно с учеными БГУ разработали принципиально новую методику, позволяющую определять наличие синтетических красителей в винах. На основании данной разработки в прошлом году был введен контроль за содержанием этих веществ в алкоголе.

В настоящий момент эксперты работают над созданием не менее ценной методики, с помощью которой можно будет установить истинный «возраст» коньяков. Существуют вполне легальные методы ускоренного созревания коньячных спиртов. Допустим, вместо пяти лет напиток может дойти до кондиции за год, если в качестве катализатора процесса использовать термически обработанную древесину дуба, проще говоря, жженый дуб. По сути, получается вполне качественный продукт. Вопрос лишь в том, как изделие позиционируется.

— Обратите внимание на содержание надписей на этикетках, — Александр Сергеевич демонстрирует мне две с виду одинаковые бутылки с «Белым аистом». — В первом случае указано, что напиток изготовлен из коньячных спиртов, выдержанных по классической технологии в дубовых бочках. Это означает, что коньяк многолетней выдержки. Во втором случае цитирую: коньяк выдержан в контакте с древесиной дуба. То есть не исключено, что напиток созрел под воздействием «ускорителей». Хорошо, если этикетка на бутылке содержит правдивую информацию. А если нет? В скором времени мы сможем безошибочно определять присутствие в производстве факторов, способствующих «старению» коньяков. Однако существующая нормативно–техническая база пока что обязательность таких исследований не предусматривает...

Напороться на грубые подделки, предупредил главный эксперт, мы рискуем, покупая товар с рук. И в доказательство своих слов ознакомил меня с многочисленными «экспонатами» своей лаборатории. «Вишневый» сок из подкрашенной воды; «морозоустойчивый» стеклоомыватель, превращающийся в сосульку при минус 15 (вместо обещанных минус 30); «подсолнечное» масло на основе желатина; «мед», сваренный из сахара... Меня лично как потребителя эти аргументы убеждают. А вас?

Компетентный комментарий

— На сегодняшний день многие производители заинтересованы в защите своих торговых марок от посягательств похитителей чужих брэндов, — комментирует ситуацию начальник отдела сертификации Государственного комитета по стандартизации Неолина Прохорчик. — Есть такая практика: обращаясь в Госстандарт, представители предприятий указывают отличительные признаки подлинности своей продукции, которые контролируются при проведении сертификации и госнадзоре. Другими словами, опыт последнего времени показал: эффективно решать проблему проникновения на наш рынок разного рода фальсификата можно только в тесном контакте с производителем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter