Ни пяди земли

Украина пытается обезопасить себя от газового монополиста
"Кто контролирует транспортировку нефти, тот держит в руках ее добычу и переработку", - эти слова приписывают Джону Рокфеллеру. Легендарный основатель "Стандард ойл компани" прекрасно знал предмет, о котором рассуждал. И сегодня, спустя век после того, как, руководствуясь в том числе и этой истиной, он первым в мире заработал миллиард долларов, за контроль над транзитом энергоресурсов разворачиваются нешуточные сражения. На этот раз полем боя стала Верховная Рада. Парламент Украины принял закон, запрещающий продажу газотранспортной системы страны. Жест, и это очевидно, адресован Москве, которая руками "Газпрома" и государственных нефтяных компаний пытается навязать свои условия и транзитерам, и потребителям российской нефти и газа.

В прямом смысле боя в Верховной Раде все-таки не произошло, хотя, учитывая прошлый опыт и остроту теперешних противоречий, этому мало кто удивился бы. "Блок Юлии Тимошенко", впервые за последнее время выступив единым фронтом с пропрезидентской "Нашей Украиной", в день открытия зимней сессии заблокировал парламентскую трибуну. Оппозиция потребовала немедленного принятия закона, запрещающего любые операции с газотранспортной системой, слухи о которых породил Владимир Путин. Российский Президент недавно заявил, что официальный Киев предложил Москве долю в украинской газотранспортной системе в обмен на доступ к российским месторождениям газа. "Пока мы с вами как страна держим газотранспортную систему в государственной собственности, нам не грозят непрогнозируемые цены на газ", - мотивировала крайние меры Тимошенко. Доводы экс-премьера возымели действие, поскольку большинством голосов закон был принят.

Есть и внутренние, и внешние причины такого решения, считает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, с которым я связался в Киеве:

- Украинская элита, независимо от политической расцветки, инстинктивно и интуитивно опасается сделки по обмену транзита газа на его добычу. В предложении, озвученном Владимиром Путиным, есть одна тонкость: даже если Украина будет сама добывать газ для своих нужд в России, доставить его можно только по трубам "Газпрома". После того как Украина отказалась от ядерного оружия, не обусловив это достойной компенсацией, в Киеве прекрасно понимают, что газотранспортная система является последним стратегическим активом страны. В этом заключается внешний аспект проблемы.

Внутриполитический момент, разумеется, тоже присутствует. Юлия Тимошенко удачно разыграла комбинацию в Верховной Раде. Однако пиар пиаром, но принятое решение в большей или меньшей степени отражает консолидированную точку зрения.

В Украине, по мнению киевского политолога, осознают необходимость дальнейшего развития газотранспортной системы, но намерены решать вопрос не в двустороннем формате с Россией (в одиночку Украине сложно добиться равноправия), а в многостороннем, с привлечением Евросоюза.

Другой путь, о котором также рассуждает Вадим Карасев, - это создание некоего пула транзитных государств, который получил бы весомый голос в европейской энергетической дискуссии. "Возможно, для этого необходимо создать некий тарифный картель, внутри которого согласовывать цены на транзит углеводородного сырья", - говорит он.

Насколько прочна почва под такой конструкцией, должно стать ясно совсем скоро, во время визита Александра Лукашенко в Киев. Сейчас полным ходом идет подготовка этого важного визита. Вчера энергетическое сотрудничество в украинской столице обсуждали первый заместитель Премьер-министра Беларуси Владимир Семашко и вице-премьер Украины Андрей Клюев. Словосочетание "координация усилий" занимает центральное место в сообщениях об этих переговорах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter