Ни ответа, ни привета

Черствость и невнимательность руководителей различного ранга к обращениям граждан, к сожалению, не редкость. Отправляя письмо чиновнику с просьбой или жалобой, люди сначала надеются на решение своей проблемы, потом просто ждут хотя бы ответа. В итоге — ни того, ни другого. Чего белорусам не занимать, так это терпения, чем нередко и пользуются некоторые безответственные начальники. Они свою должность ассоциируют с чем угодно, только не с людскими проблемами.

Cогласно Закону “Об обращениях граждан” установлены временные рамки, которых должны строго придерживаться руководители исполкомов, организаций, предприятий, отвечая на полученные заявления либо предложения. Срок рассмотрения письменных обращений — один месяц с момента поступления. Если проблема не требует дополнительной проверки или изучения, то она должна быть решена за 15 дней. В ином случае руководитель имеет право продлить срок реагирования еще до одного месяца. Такие же правила распространяются и на устные обращения, учет которых обязателен. Получается, что самый максимальный срок, через который заявителем должен быть получен ответ, два месяца, но никак не два года.
Примерно столько (на протяжении 2004—2005 годов) ждала ответа на свое устное заявление бывшая учительница Нина Воспекаева из деревни Новый Двор Минского района. Женщина просила председателя Щомыслицкого сельского исполкома предоставить в собственность здание бывшей школы, где она длительное время прописана и проживает, а также прилегающий земельный участок. Но просьбы не были даже зарегистрированы.
Не теряя надежды, Нина Николаевна подала письменное заявление. Она просила исполком положительно решить наболевшие вопросы, а в ином случае — дать мотивированный ответ, чтобы можно было обратиться за их решением в суд. Местное руководство и в этом случае не нарушило “традиции” — заявление рассмотрено не было, а про ответ и говорить как-то неловко. 
В результате председатель сельисполкома Геннадий Кирковский по постановлению Минского межрайпрокурора привлечен судом Минского района и города Заславля к административной ответственности — штрафу в размере двух базовых величин. Кроме того, в исполком внесено представление об устранении нарушений законодательства и поставлен вопрос о наказании виновных работников в дисциплинарном порядке.
— Прокурорские проверки показывают, что во многих случаях нарушаются требования закона, касающиеся сроков рассмотрения обращений граждан, — рассказывает начальник отдела прокуратуры Минской области Олег Cудник. — В прошлом году в области проведено 119 подобных проверок. По их результатам внесено 109 представлений и вынесено 9 предписаний об устранении нарушений Закона “Об обращениях граждан”, официально предупреждено 14 должностных лиц, к дисциплинарной ответственности привлечено 130 работников, к административной — 23.
Жительница Молодечно Жанна Войткевич очень хотела переселиться и перепрописаться с семьей из одной комнаты общежития, находящегося на балансе УП “Коммунальник”, в другую. С соответствующим заявлением она и обратилась к заместителю гендиректора по жилищным вопросам вышеупомянутого УП Наталье Старовойтовой. Велико же было удивление женщины, когда ее выстраданная бумага была без регистрации и рассмотрения возвращена обратно.
Не желая сдаваться, она уже на личном приеме подала замдиректора аналогичное заявление с соответствующими документами. Результат тот же — ни ответа, ни привета. В итоге по постановлению прокурора Молодечненского района Наталья Старовойтова привлечена судом к административной ответственности и оштрафована.
Немало случаев, когда заявления граждан не только остаются без внимания. О них просто забывают.
Прокуратурой Слуцкого района проводилась проверка по заявлению Петра Лемтюгова. Он сообщал, что в марте прошлого года обращался в СПК “Наша нива” с письменным заявлением (оно было зарегистрировано в кооперативе), в котором просил выдать все необходимые для приватизации жилого дома документы для представления их в БТИ. Однако, как выявила проведенная недавно прокурорская проверка, спустя год никакие действия по заявлению руководством “Нашей нивы” не производились. Впоследствии выяснилось, что оно вообще утеряно. Председатель СПК Сергей Пенязь получил административное взыскание в виде штрафа в размере двух базовых величин.
Хотя по материалам прокурорского надзора и прослеживается  тенденция к уменьшению подобных случаев, выявленные нарушения говорят о том, что проблема существует, и с ней надо бороться. К тому же поведение таких руководителей бросает тень на чиновников или директоров, строго выполняющих свои обязанности, не оставляющих без внимания человеческие просьбы и обращения.
Напомним: должностным лицам за нарушение законодательства об обращениях граждан грозит дисциплинарное взыскание или штраф от 2 до 5 базовых величин. Как ни крути, а такое “строгое” наказание за черствое отношение к людям вряд ли заставит иного руководителя спуститься на землю и вникнуть в проблемы простых граждан.
Может, объявленная в государстве борьба с бюрократизмом поможет исправить положение?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter