Ни мира, ни войны...

ИЗРАИЛЬ ведет военную операцию в секторе Газа хирургическими методами, чтобы минимизировать потери среди гражданского населения, атаки направлены на террористов и боевиков. Об этом заявил 20 ноября журналистам Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Израиль в Беларуси Иосиф Шагал. При этом он подчеркнул, что Израиль заинтересован в скорейшем разрешении конфликта. «Ситуация напряженная, ведем переговоры о перемирии. Главное условие к ХАМАС — разоружиться, гарантировав при этом, что повторных перевооружений не будет», — отметил дипломат. Что же происходило и происходит в одном из самых нестабильных уголков планеты?

А еще хуже то, что израильтяне и палестинцы, похоже, чувствуют в себе способность продолжать конфликт

ИЗРАИЛЬ ведет военную операцию в секторе Газа хирургическими методами, чтобы минимизировать потери среди гражданского населения, атаки направлены на террористов и боевиков. Об этом заявил 20 ноября журналистам Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Израиль в Беларуси Иосиф Шагал. При этом он подчеркнул, что Израиль заинтересован в скорейшем разрешении конфликта. «Ситуация напряженная, ведем переговоры о перемирии. Главное условие к ХАМАС — разоружиться, гарантировав при этом, что повторных перевооружений не будет», — отметил дипломат. Что же происходило и происходит в одном из самых нестабильных уголков планеты?

ИЗРАИЛЬ 14 ноября приступил к проведению массированной операции, получившей название «Облачный столп», против палестинского движения ХАМАС, управляющего сектором Газа. По данным израильской разведки, первыми же ударами были уничтожены почти все ракеты средней дальности «Фаджр-5», переправленные в Газу из Ирана. Израильское командование тут же объявило, что операция является ответом на непрекращающиеся ракетные обстрелы юга Израиля из сектора Газа. Ее целью было «уничтожение террористической инфраструктуры» и прекращение этих обстрелов.

Свергать режим ХАМАСа израильтяне пока не собираются, однако ЦАХАЛ предупредил, что не исключает наземного вторжения в сектор (в случае возникновения такой необходимости), а правительство приступило к набору в армию резервистов. Кроме того, командование ЦАХАЛа начало стягивать к границам сектора войска и бронетехнику, что, видимо, должно стать дополнительным свидетельством серьезности намерений израильтян.

Тем временем ХАМАС и прочие палестинские группировки решили продолжить обстрелы Израиля. Пообещав устроить противнику «настоящий кошмар», за одну только ночь они обрушили на Ашдод, Ашкелон, Сдерот, Беэр-Шеву и другие города сотни ракет и минометных мин. Впервые палестинские ракеты были перехвачены на подлете к Тель-Авиву и ядерному центру в Димоне. Самый серьезный инцидент произошел в городе Кирьят-Малахи: там ракетой убило троих израильтян, тяжелое ранение получил ребенок.

Настоящее сражение впервые в истории арабо-израильских войн развернулось в Твиттере. Другие средства интернет-борьбы также не простаивают: Израиль, например, загрузил на YouTube видео получения палестинцами иранских ракет и запустил круглосуточную хронику войны на собственном сайте. «Бригады мучеников Иззеддина аль-Кассама» также представили неплохой сайт со своей версией конфликта — с многочисленными иллюстрациями и обилием познавательной информации.

Реакция мирового сообщества на все эти события оказалась достаточно вялой. Насилие осудили все, но американцы и британцы заняли произраильскую позицию, континентальные европейцы — нейтральную, а арабские страны выступили в защиту палестинцев.

НОВЫЙ конфликт в секторе Газа в целом развивается по схеме войны 2008—2009 годов. Совпадают даже такие мелочи, как удар по телестанции ХАМАСа, нанесенный на четвертый день конфликта. Количество взаимных ударов и жертв с обеих сторон также несильно отличается от аналогичного этапа прошлой войны.

Однако определенные отличия все-таки есть. Главным образом это касается тактики и вооружений, используемых сторонами. Огромные изменения в ход войны внесла израильская система ПРО «Железный купол»: ее впечатляющая эффективность позволяет ЦАХАЛу сбивать практически все ракеты, несущие опасность для мирного населения и военных. Благодаря «куполу» в ходе конфликта погибли лишь трое израильтян.

Вторым существенным отличием от прошлых лет стала улучшенная техническая оснащенность боевиков ХАМАСа. Они, в частности, научились запускать ракеты дистанционно, не подвергая себя риску быть убитыми на месте запуска. Благодаря этому потери среди боевиков в сравнении с 2009 годом ничтожны: всего несколько десятков человек. Для ХАМАСа, располагающего армией из нескольких десятков тысяч боевиков и многочисленных добровольцев, это сущие пустяки.

Определенные изменения в ход конфликта внесло также обретение ХАМАСом ракет средней дальности, способных поражать цели в Иерусалиме и Тель-Авиве. Сирены воздушной тревоги, почти ежедневно звучащие на улицах главных городов Израиля, добавляют нервозности в повседневную жизнь их обитателей.

Четвертым изменением, отличающим нынешний конфликт от прежнего, является поддержка палестинцев со стороны арабских стран, прежде всего Египта и Катара.

ВСЕ эти перемены в сочетании с оставшимся прежним основным сюжетом конфликта дают повод предположить, что наземная операция все-таки состоится. Объясняется это целым комплексом причин.

Обе стороны, конечно, не хотят продолжения конфликта, ослабляющего их силы. Однако на мир и Израиль, и ХАМАС пока готовы идти только на своих условиях. Для правительства Биньямина Нетаниягу это полное прекращение ракетных обстрелов и демонтаж так называемой «террористической инфраструктуры», по сути — демилитаризация Газы. Палестинцы, в свою очередь, требуют гарантий безопасности для своих лидеров и снятия блокады с осажденного сектора.

Ни те ни другие выполнить условия противника никак не могут, а отступать от собственных требований не намерены. Результатом этого противоречия стал жесткий клинч: любые попытки договориться о мире на данном этапе обречены на провал.

Что еще хуже, и израильтяне, и палестинцы чувствуют в себе способность продолжать конфликт, чтобы «дожать» противника.

Правительство Биньямина Нетаниягу призвало под ружье 75 тысяч резервистов. Это почти в десять раз больше, чем для «Литого свинца» в 2008 году. Такой силе лидеры ХАМАСа при всем желании не смогут что-либо противопоставить. Если начнется полномасштабная война, поражение палестинцев и отстранение ХАМАСа от власти гарантировано. По мнению израильского руководства, военные приготовления такого уровня должны убедить ХАМАС в серьезности намерений Иерусалима и заставить согласиться с израильской версией мирного соглашения. Выглядит, конечно, крайне убедительно, но есть одна проблема: палестинцы готовы пойти на риск.

ХАМАС прекрасно помнит, что в 2009 году израильское руководство так и не решилось на полномасштабную операцию в Газе. Тогдашний премьер-министр Эхуд Ольмерт знал, что бои среди извилистых улиц неизбежно обернутся многочисленными жертвами среди мирного населения и военнослужащих ЦАХАЛа. Хуже того, в условиях городских боев резко вырастает риск пленения солдат и офицеров. Зная о крайне негативном отношении израильского общества к потерям, подобное вторжение было бы очень рискованным мероприятием с политической точки зрения. Избиратели не простили бы десятков (и уж тем более — сотен) жертв.

Сейчас ситуация мало чем отличается от 2009 года. Выборы в Израиле пройдут уже в январе, поэтому палестинцы уверены, что Нетаниягу не рискнет жизнями солдат и своей политической карьерой, по крайней мере, до переизбрания. Кроме того, даже такие союзники Израиля, как Великобритания, заявили о недопустимости наземного вторжения. Египетский президент Мохаммед Мурси пошел дальше: в одной из своих речей намекнул на выход своей страны из мирного договора с Израилем, если в Газу будут введены танки.

Но дело в том, что те же самые избиратели, которые не приемлют потери среди своих солдат, требуют от премьер-министра «решительных действий», то есть вторжения. В итоге перед израильским премьером стоит поистине невыполнимая миссия: разбить ХАМАС и окончательно разобраться с Газой, не убивая при этом мирных жителей (чтобы не злить Запад) и без потерь среди своих военнослужащих (чтобы не огорчать избирателей).

Палестинцы прекрасно об этом осведомлены. Их нынешняя тактика заключается в том, чтобы, сжав зубы, ждать, пока Нетаниягу не решится на один из губительных для себя вариантов: либо отведет войска, либо начнет вторжение.

ЕСТЬ, правда, и третий вариант, на который в свое время пошел Эхуд Ольмерт. Он начал «как бы» наземное вторжение, отправив войска на окраины палестинских городов. Наземная операция наличествовала, но уличных боев не было. Такой трюк, правда, избиратели ему не простили, прокатив его партию «Кадима» на очередных выборах. По мнению большинства израильтян, премьер повел себя слишком нерешительно, не «додавив» ХАМАС.

Сейчас операция «Облачный столп» в целом развивается по сценарию Иерусалима. «Железный купол» перехватывает почти все, что летит на израильские города, а в Газе горят и взрываются объекты ХАМАСа...

Для израильского премьера лучшим вариантом было бы скорое заключение мира на им же продиктованных условиях. Но палестинцы, которым уже обещана помощь в послевоенном восстановлении Газы, пока не собираются делать ему такой подарок.

По материалам интернет-ресурсов подготовил Виктор КРУЧКО

СПРАВКА «БН»

Статистика ракетных обстрелов Израиля с территории сектора Газы:

2012 год:

Ноябрь. 409 обстрелов, около 1140 ракет. Около 380 ракет сбиты системой ПРО. 3 погибших, 45 раненых (по состоянию на 20 ноября).

Октябрь. 48 обстрелов, 127 ракет. 5 раненых. 8 ракет сбиты системой ПРО.

Сентябрь. 10 обстрелов, 16 ракет. Убитых и раненых нет.

Август. 16 обстрелов, 21 ракета. Один раненый.

Июль. 15 обстрелов, 22 ракеты. Убитых и раненых нет. Одна ракета сбита системой ПРО.

Июнь. 42 обстрела, 112 ракет. 6 раненых. 15 ракет сбиты системой ПРО.

Май. 4 обстрела, 4 ракеты. Убитых и раненых нет.

Апрель. 8 обстрелов, 9 ракет. Убитых и раненых нет.

Март. 104 обстрела, 214 ракет. 5 раненых. 66 ракет сбиты системой ПРО.

Февраль. 24 обстрела, 35 ракет. Убитых и раненых нет.

Январь. 11 обстрелов, 13 ракет. Убитых и раненых нет.

2011 год. 229 обстрелов, около 390 ракет — трое погибших, 38 раненых. 34 ракеты были сбиты системой ПРО.

2010 год. 86 обстрелов, около 100 ракет — один погибший, двое раненых.

2009 год. 302 обстрела, около 570 ракет — 42 раненых.

2008 год. 560 обстрелов, около 1490 ракет — 7 убитых, 162 раненых.

2007 год. 437 обстрелов, около 760 ракет — 2 убитых, 125 раненых.

2006 год. 580 обстрелов, около 1020 ракет — 2 убитых, 36 раненых.

2005 год. 123 обстрела, около 270 ракет — 6 убитых, 26 раненых.

2004 год. 118 обстрелов, около 260 ракет — 5 убитых, 46 раненых.

2003 год. 80 обстрелов, около 100 ракет — пострадавших нет.

2002 год. 17 обстрелов, около 20 ракет — пострадавших нет.

2001 год. 5 обстрелов, 5 ракет — пострадавших нет

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter