Ни Ивана-дурака, ни Конька-Горбунка

Их не вспоминают  родители,  пытаясь  вырастить  из  ребенка  гения

Их не вспоминают  родители,  пытаясь  вырастить  из  ребенка  гения

Есть у меня знакомые молодые мамы. Живут в разных   городах, никак друг с другом не связаны, но некоторые на удивление похожи. Ищут в своих детях таланты, занимаясь с ними несколько часов в день по суперсовременным комплексам, где вопроса «как коровка мычит?» и в помине нет. Зато есть математические примеры и задания сложить из слогов слова. Двухлетние малыши осваивают программу первого класса, неугомонные родительницы пичкают их в нагрузку цветными карточками, видео- и аудиоматериалами. Наблюдая за всем этим, заинтересовалась: сколько стоит вырастить из ребенка гения и гении ли получаются на самом деле?

Пока звонила по рекламным объявлениям, общалась на семейных форумах с опытными родителями и нажимала на кнопки калькулятора, то и дело слышала замечания подруг-мам, что «развитие ребенка не имеет цены». Согласна, но, как «приходящая тетя», периодически сравниваю детей, которых воспитывают по классической системе (развивающие игрушки, кубики, раскраски, прогулки с рассказами «вот листочек, вот цветочек»), и тех, кого с пеленок «грузят» буквами и цифрами. И пока разницы особой не вижу.

Ну а в таком случае почему бы и не посчитать? Итак, базовые навыки для будущего нобелевского лауреата — чтение и математика.  Обучающие комплексы по этим предметам есть, на мой взгляд, очень даже удобные и привлекательные внешне: там и карточки с буквами, словами, картинками, кружочками и циферками, и книжки-малышки, и развивающие диски. Все замечательно, если бы не цена: одно чтение обойдется почти в полмиллиона рублей. А ребенок ребенку рознь, поэтому обучение, как правило, развивается по трем сценариям. В первом — малыш с увлечением рассматривает картинки, заинтересованно слушает маму и уже через некоторое время со словарным запасом «угу» правильно покажет, сколько будет девять плюс пять, иногда он будет ошибаться, но результаты впечатлят. Во втором — как бы делает одолжение, лениво слушая и вытягивая порой какую попало карточку, и результаты его тестирования средние. В третьем случае непоседа удивленно смотрит на маму, балуется, смеется, с криком вырывает карточки, которые потом валяются по всему дому.

Третий вариант довольно распространенный. Консультанты по программам в таком случае говорят родителям приблизительно следующее: если не понимает, значит, неправильно объясняете, походите-ка на наши курсы. Там вам предложат прикупить еще какое-нибудь полезное пособие. В итоге — сумма набегает больше миллиона. Но (о ужас!) даже курсы по родительскому мастерству не гарантируют успеха.

Меня лично больше заинтересовали красочные картинки по типу «я познаю мир». Самые популярные — с изображенными представителями флоры и фауны. Общая стоимость — около 100—120 тысяч. Есть и другие комплексы по такой же цене, которые познакомят с устройством вселенной. Есть, правда, более бюджетная альтернатива — книжки-раскраски на любую тематику. Было бы у родителей желание самим комментировать нарисованное детьми, а не читать с обратной стороны карточки. Попутно можно учить различать цвета (или же заказать по этой теме недешевое пособие).

Удивило меня обилие аудиокниг со сказками: вставил диск, нажал на кнопку и занимайся своими делами. А записи в это время должны учить ребенка добру. И обойдется это «всего ничего»: от 100 до 400 тысяч рублей, в зависимости от количества сказок. Но как тут малыш захочет научиться читать, если никогда в маминых руках не видел книжку, не засыпал под шелест страниц! Я и сама люблю надеть наушники и дремать под произведения любимого автора, но мне-то в свое время папа, как минимум, трижды прочитал «Конька-Горбунка», а мама объясняла, что Иван-дурак — это не просто дурак, а добрый человек, которого обзывают плохие люди.

Спорить не буду: у любого ребенка до трех лет есть естественная тяга к познанию и впитывает он информацию как губка. И грех этим не воспользоваться: любые занятия воспитают в малыше живой, активный ум, склонность к обучению и самопознанию, и это, естественно, немаловажно. А вот стоит ли использовать существующие комплексы на все сто процентов, терроризируя своего малыша по несколько часов в день, пытаясь вырастить мегачеловека?  Ведь может получиться… злой гений или добрый и умный невротик.

Хочется привести высказывание одной «форумчанки», мамы, которая с различными программами хорошо знакома: «Как мне кажется, нужнее для самого ребенка, его родителей и общества воспитать доброту в душе, коммуникабельность. Сужу по себе. Старший сын умный, но агрессивный. Везде на лету просчитывает плюсы и минусы во всем, «наразвивала» на свою голову.  А младший подойдет, пожалеет. Может ластиться, называет меня мамочкой (старший — никогда). Но не такой сообразительный, как первый. Для себя я сделала выбор: лучше доброта, милосердие при среднем уме, чем злость и цинизм при большом».

Конечно, развивать ребенка обязательно нужно, а уж как развивать — выбор родителей. И если есть возможность, почему бы и не попробовать что-то новое и интересное. Видимо, главное в этом деле — не переусердствовать и не забыть, что любому малышу нужны любовь, друзья и обыкновенное детство.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter