Ни дать, ни взять!

Коррупция. Портрет в интерьере жизни

Коррупция. Портрет в интерьере жизни


На днях военный суд вынес приговор по громкому делу о преступлениях на границе. На скамье подсудимых оказались 22 человека: бывшие сотрудники таможни и представители коммерческих структур.


А начиналось это дело, как и большинство подобных расследований, с обычных оперативных мероприятий собственной службы безопасности таможенного комитета...


Сор — из избы!


— Мы сами выявляем недобросовестных работников, активно и продуктивно сотрудничаем с КГБ, прокуратурой, МВД, погранкомитетом, — отметил Павел Лобачев, начальник собственной службы безопасности таможенного комитета. — Конечно, для нашего подразделения главное — не количество сотрудников, привлеченных к уголовной ответственности, а предотвращение нарушения закона.


...Сунуть втихомолку энную сумму денег человеку в синем мундире норовят многие. Один везет больше вещей, чем дозволено, и пытается сей факт «легализовать», второй хочет незаконным образом ускорить процедуру таможенного оформления, третий желает проскочить, не отвечая на вопросы, и т.д. За последние полгода сами таможенники пресекли 29 попыток дачи взятки.


К примеру, на Витебской таможне при попытке всучить сотруднику ГТК крупную сумму, попался с поличным гражданин Чехии. Иностранный подданный с нарушениями ввез в Беларусь парк аттракционов: временно ввезенный товар был передан юридическому лицу без разрешения таможенного органа. В результате качели–карусели стоимостью более 400 миллионов рублей конфисковали и наложили штраф около 300 базовых величин. Чтобы выйти из неприятной ситуации с минимальными материальными потерями, чех настойчиво предлагал таможеннику 5 тысяч долларов. Теперь такое упорство может обойтись иностранному гражданину в несколько лет лишения свободы.


Дама из России предлагала в качестве взятки 100 евро за скорейшее пересечение таможни. Этим, кстати, частенько грешат россияне, которые едут покупать автомобиль в Европу. Система уплаты ввозных таможенных пошлин такова, что по правилам, отправляясь, скажем в Германию, гражданин России еще при выезде должен заплатить пошлину за авто (пока еще не приобретенное). Вслед за ним на белорусскую таможню отправляется подтверждение о том, что необходимая сумма внесена, и новоявленный автовладелец спокойно минует белорусскую таможню.


Так поступила и эта дама, только из–за технических проволочек в системе связи российской и белорусской таможенных служб электронное подтверждение запаздывало. Вот женщина и попыталась по–своему «ускорить» процесс...


Жили–поживали, добро наживали


— Наиболее проблемной и во всех смыслах криминогенной была и остается Брестская таможня, — знакомит с нюансами таможенной жизни Павел Лобачев. — Конечно, сейчас уже нет «черных» криминальных схем, когда машина въезжала в Беларусь и бесследно «испарялась». Благодаря жестким мерам контроля — начиная от контроля за грузами, использованием таможенных рисков, заканчивая контролем за служебной деятельностью каждого должностного лица таможенных органов. Всплывают лишь единичные факты контрабанды. Сегодня львиная доля правонарушений и преступлений совершается физическими лицами.


В Бресте, к примеру, немало тех, кто ходит на границу, как на работу. Разглядывая видеозапись скрытой камеры с одного из пунктов пропуска Брестской таможни, я увидела, как так называемые «подсадочники» несколько раз за день пересекают границу. На польской территории они максимально загружаются чужим товаром (в рамках дозволенного законом), а при возвращении выдают его за свой. Таким образом, истинный хозяин ввозимого добра избавляется от обязанности уплачивать таможенный платеж...


Другую категорию предприимчивых приграничных жителей сами таможенники называют «солярщиками». Едет, скажем, некий брестчанин в Польшу с полным баком дизельного топлива. Как пересечет границу — топливо продает. Кладет вырученные деньги в карман, затаривается по дороге разрешенным беспошлинным лимитом спиртного и табака. В среднем один вояж приносит 50 долларов чистой прибыли.


В обоих случаях выходит, что де–юре все законно — и «подсадочники», и «солярщики» ввозят товар, как того требуют правила: первые едут с допустимыми 35 килограммами на нос, вторые с двумя блоками сигарет да литром водки. А де–факто нарушение налицо, так как тот или иной «нос» мотается туда–обратно через границу несколько раз в день и, по сути, занимается незаконной предпринимательской деятельностью.


Таможенники вправе, руководствуясь Указом Президента «О льготном перемещении товаров...» расценить эту деятельность как коммерческую и отказать физическому лицу в льготном перемещении товара. Тогда за те же 35 килограммов товара придется платить сполна. Чтобы избежать такой участи, многие «предприниматели» всячески пытаются «подружиться» с сотрудниками таможни. Только цена такой «дружбы», когда дело доходит до суда, для должностного лица может обернуться годами неволи...


Воспитание честности


— Увы, то и дело мы выявляем факты коррупции среди своих сотрудников, — рассказывает Павел Лобачев. — Одна из антикоррупционных мер — метод кнута и пряника, где кнут — серьезное наказание за совершенное преступление, а пряник — всяческие социальные блага: достойная оплата труда, собственное жилье и персональное премирование отличившихся сотрудников. Лучшие работники не только поощряются рублем, но и государственные награды получают. Те же, кто оказывается замешанным в криминале, несут уголовную ответственность (с 2002 года таковых 462 человека).


Впрочем, неблагонадежных сотрудников на работе никто не держит: если у службы безопасности есть веские основания сомневаться в неподкупности человека, контракт с ним не продляется. К примеру, только в этом году новую работу пришлось подыскивать 29 таможенникам.


Если вылететь со службы легко, то вот устроиться на таможню куда сложнее. Преимущество отдается людям со специальным образованием, обязательное условие — незапятнанная репутация. Скажем, рвется на рубежи страны некий молодой человек: мол, с детства мечтал работать на таможне, а выясняется, что он — владелец особняка и дорогущей иномарки. Как тут обойтись без подозрений?


Наиболее действенный сегодня способ предотвращения должностных преступлений, как показывает практика, — ротация кадров. К примеру, появляется информация, что на одном из пунктов таможенного оформления (ПТО) со временем сложилась негативная обстановка. Чтобы избежать нежелательных последствий, сотрудников с внутреннего ПТО (где оформляют грузы) переводят на внешний ПТО (где оформляются физические лица). Таким образом, криминальные отношения просто не успевают «вызреть». Успешно применяется ротация кадров не только в пределах одной таможни, но и между областными таможнями. Как вариант, минские сотрудники отправляются и в Могилев, и в Брест. Вскоре подобные перемены ожидают Витебскую и Могилевскую таможни.


Справка «СБ»


Не уплачивая таможенную пошлину, физическое лицо может ввезти в Беларусь 35 килограммов товара стоимостью 1 тысяча евро. Лимит спиртного — 2 литра. Из Украины, к примеру, с 1 июня по 31 октября можно еще привезти 30 килограммов продуктов. Наличность не более 3.000 долларов можно не декларировать.


Даже 5 долларов, «забытые» в паспорте, чреваты моментальным оформлением протокола.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter