Ни дать, ни взять...

Господдержка предприятий — не подаяние. Это должен помнить каждый руководитель
На гродненском предприятии «Радиоволна» еще свежи тяжелые воспоминания. «Ситуация была критической, – вспоминает заместитель директора «Радиоволны» Лариса Прохорович. — Заблокированные счета не позволяли рассчитываться с поставщиками комплектующих. Единственным выходом оставался заведомо невыгодный бартер. Нас спасла помощь государства, а конкретнее — Указ Президента N 27, вышедший в январе прошлого года и предоставивший отсрочку по выплате задолженности на 5 лет. Условие одно: осуществляй текущие платежи и пользуйся этим благом, наращивая объемы производства и увеличивая рентабельность. Благодаря этому мы начали работать, что называется, с чистого листа. За прошлый год производство выросло более чем в полтора раза, рентабельность составила 5,2 процента, что значительно выше планировавшихся показателей 12 и 3,5 процента соответственно. Люди получают зарплату без задержек».

Это не единственный пример, когда благодаря государственной поддержке у предприятия, судьба которого была, казалось, предрешена, появился не только шанс на выживание, но и перспективы. Понятие «господдержка» для экономики не новое. В свое время именно государственная помощь в виде бюджетных ссуд, займов, удешевления процентных ставок по кредитам спасла от разорения БМЗ, МАЗ, МТЗ и другие заводы, которые не только успешно нашли себя в рыночном море, но и стали своего рода локомотивами для мелких производств. Получив недостающую «оборотку», они смогли реализовать новые проекты, переоснастить производство, освоить новые виды продукции и прочно занять рыночные ниши. В итоге страна получает солидные доходы от экспорта продукции, а платежи в бюджет этих предприятий давно и многократно превысили суммы, полученные ими когда–то из государственной казны.

«Главная цель государственной поддержки — ликвидация убыточности, — считает заместитель начальника главного управления экономики Министерства промышленности Валентина Витковская. — Некоторым заводам достаточно дать оборотные средства — и их экономика меняется на глазах. Пять лет назад в Минпроме убыточным было почти каждое второе предприятие, сегодня таких четвертая часть. Во многом это благодаря помощи государства, узаконенной двумя президентскими указами, — NN 27 и 538. Сегодня ею пользуются десятки предприятий».

Но, к сожалению, есть и случаи, когда, получив право на отсрочку долгов, предприятия продолжают скатываться в бездну долгов и убытков. Вот, например, получивший помощь от государства Гомельский радиозавод. За 3 квартала прошлого года снизил производство на 22 процента, хотя по бизнес–плану должен был увеличить на 10 процентов. Рентабельность минус 15,7 процента при планируемой плюс 5. Аналогичная ситуация на минском заводе средств комплексной автоматизации, новополоцком заводе «Измеритель». Отсутствует четкий план выхода на прибыльную работу на Барановичском производственном хлопчатобумажном объединении, имевшем и бюджетные дотации, и реструктуризацию долгов, и налоговые льготы, и гарантии по банковским кредитам...

Президент неоднократно подчеркивал необходимость ужесточения условий предоставления преференций государственным предприятиям. Зачем выделять деньги (которые в итоге недополучают врачи, учителя, пенсионеры) производствам, бездарно их разбазаривающим? Кому нужны заводы, работающие только на финансовом допинге из бюджета, «проедающие» деньги налогоплательщиков? И что это вообще за бизнес такой, который не приносит прибыли? Особую актуальность эти вопросы приобретают сейчас, когда экономическая ситуация, осложненная ростом цен на энергоносители, требует жесточайшей экономии и сокращения затрат. На это нацелена и разрабатываемая третья Директива Президента.

...Еще одна сфера особого внимания государства — село. В прошлом году аграрный сектор получил дотации государства на сумму 3 триллиона рублей. Тут заметим — практика господдержки АПК широко используется во всем мире. «Если у нас в среднем приходится из бюджета около 150 долларов на один гектар, то у наших западных соседей этот показатель достигает 500 евро, — говорит начальник главного экономического управления Минсельхозпрода Анна Андриевич. — По уровню господдержки сельхозпроизводителей мы находимся где–то на уровне Венгрии и Румынии. Нет ничего аномального в том, что государство компенсирует затраты крестьян на производство социально значимой продукции». Ждать от агропредприятий сиюминутной прибыли наивно. Нужно время, чтобы эти деньги заработали. Реформа сельского хозяйства только набирает обороты.

В нынешнем году, по словам заместителя министра финансов Владимира Амарина, на поддержку национальной экономики из бюджета будет направлено 8,3 триллиона рублей. Деньги немалые! Другое дело, что кто–то благодаря им сумеет не только выжить сам, но и помочь впоследствии другим, а кто–то, не сумев как следует распорядиться, через год без зазрения совести попросит еще... Практика неэффективного использования государственных средств опасна не только с экономической точки зрения — потеря бюджетных денег, упущенная выгода, нецелевое использование средств и прочее, — но еще и с социальной. Иждивенчества, когда привыкший к финансовому допингу руководитель ничего даже не пытается делать для вывода из кризиса вверенное ему предприятие, не должно быть в принципе! На одном из своих последних заседаний Парламент принял в окончательном втором чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Они предусматривают административную ответственность руководителя, если предприятие, которому была оказана господдержка, не достигло положительных результатов. Эта норма закона встанет жестким барьером на пути нерационального использования средств государственной поддержки предприятий.

Из первых уст Николай Корбут, министр финансов:

— В целом политика Правительства, направленная на поддержку реального сектора экономики, дает положительные результаты. Многие предприятия благодаря этому встали на ноги и сегодня успешно конкурируют на международных рынках. Эта практика в основном оправдала себя на крупных заводах. Но сейчас Правительство намерено серьезное внимание обратить на малые и средние предприятия. Это поддержал и Президент. Объемы инвестиций там будут меньшими, но они позволят сделать более эффективным этот сектор экономики. Сама идеология оказания государственной поддержки верна. Проблема в другом — как используются эти средства. Считаю, что спрос с руководителей предприятий, обязанных тщательно просчитывать свои бизнес–планы, должен быть более жестким.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter