Когда есть что вспомнить

Незваные гости

После погожих дней всю неделю властвовала непогода с ветрами и обильными дождями. Только с понедельника синоптики обещали тепло и солнце. Воскресный день близился к вечеру, когда я, сидя в беседке за чаем, вдруг заметил, как с тыла к усадьбе приближается группа людей. Взял со скамейки бинокль и попытался получше рассмотреть этих странных пришельцев. В наших приграничных краях всегда следует быть осторожным.

Коллаж Юлии костиковой

Возглавлял группу мужчина лет тридцати. На ходу его продолжала, похоже, за что-то отчитывать пожилая женщина. Позади них покорно шли женщина помоложе и девочка-подросток. Такая команда меня успокоила. Это явно были не люди, пытающиеся незаконно пробраться в Прибалтику через Витебщину. Хотя случалось здесь и такое.

Я пошел навстречу мужчине, который остановился у калитки и хотел мне что-то объяснить.

— Мы едем в Красную Горку, но сбились с пути, — начал незнакомец. — Что-то случилось с моим навигатором, показал нам это дорогу, похлеще, чем в джунглях. Вот мы и застряли.

— Нечего было переться в эту глушь, — перебила его пожилая дама. — Я же говорила, нужно было сделать круг, но зато благополучно добрались бы до нашего места.

— Все верно, — встрял наконец в разговор и я. — Дорога эта хоть и есть на картах, но уже лет пять по ней никто не ездит. Вот вы наверняка и попали в трясину, образовавшуюся после больших дождей. Сейчас машину вытащить можно только трактором.

— Это верно, — вздохнул парень.

Он понравился мне гораздо больше словоохотливой дамы, продолжавшей сыпать упреками в его адрес. Молодой человек спокойно слушал ее слова, показывая всем видом, что ничего страшного не произошло и ситуация рано или поздно разрешится. Нравилась мне и девушка, прижавшая к себе дочурку и молча следившая за перебранкой. А вот голос дамы меня насторожил. Что-то знакомое и властное почудилось в нем. Присмотрелся получше и вздрогнул: неужели Лиза?

Почти в ту же минуту я почувствовал такой же пристальный интерес и к моей особе.

— Вот так встреча, — протянула нежданная гостья. 

Я предложил для начала прямо на дороге у калитки провести небольшое совещание и оценить ситуацию, в которой мы все оказались. Сделал несколько звонков, но, как и ожидал, безрезультатно. Воскресным вечером здесь ни от кого не добьешься толка. 

В пасмурный день сумерки сгущались быстрее обычного, и пора было подумать о ночлеге нежданных гостей. Артур согласился, что утром его машиной займется Людвиг, мой добрый приятель, живущий на другом берегу нашего озера. Дело в том, что сам я не смог бы отвезти эту компанию в Красную Горку, поскольку не знал хорошей дороги туда и вполне мог застрять в еще большей глуши, чем наша. Елизавета объяснила, почему они туда направлялись. Друг Артура уехал в длительную зарубежную командировку, отдав ему ключи от коттеджа в Красной Горке. Вот они и решили этим жарким летом отдохнуть там с недельку всей семьей. У ее дочери Снежаны, супруги Артура, как раз начался отпуск, а пятиклассница Ника продолжала отдыхать от учебы на летних каникулах. 

Сам я о Красной Горке знал немного. Был там проездом только один раз. Знаю, что это красивейшее место на берегу одного из лучших озер Браславщины. Еще слышал, что в свое время там купили землю расторопные бизнесмены-россияне, а затем продавали богатеньким минчанам втридорога. Те и понастроили коттеджей. Но что было именно так, утверждать не стану. Как говорится, за что купил, за то и продаю.

После ужина Артур с женой и дочерью поднялись наверх, в отведенную им комнату, а мы с Лизой остались вдвоем у камина. В последнее время я стал нередко засыпать прямо у телевизора, потому предусмотрительно его выключил.

— Никогда не думала, что судьба еще раз сведет нас, — начала гостья. — Столько лет минуло… Мы ведь даже не сразу узнали друг друга.

— Ничего удивительного, — ответил я.

— Говори прямо, — продолжила она, — постарела…

— Расскажи лучше о себе, — сказал я. — Дочь у тебя красивая, вся в тебя, похоже, и внучка будет на загляденье…

— Что тут рассказывать, — вздохнула Елизавета. — С первым мужем, музыкантом, всего год прожили. Второй, Алексей, был хирургом. Снежана его дочь. Все вроде у нас неплохо складывалось, но уж слишком чувствительным человеком для своей профессии он оказался. Каждую неудачную операцию стал «отмечать» спиртным, и вскоре его отстранили от работы в клинике. Продолжал выпивать, а потом вдруг завербовался на работу в какую-то африканскую страну и больше о себе знать не дает. Если честно, мне его судьба не очень-то и интересна. Хорошо, что перед его отъездом успели развестись. Сама я работала корректором в крупной редакции. Дочь на последнем курсе университета вышла замуж за Артура. Он программист в солидной фирме. Живут в достатке. Мне же и моей пенсии хватит. Не заметила, как состарилась. Ты мне вот лучше расскажи, почему так неожиданно исчез? У нас ведь не просто роман был, все, похоже, шло к свадьбе?

— Так получилось, — пожал я плечами. — Уехал тогда в командировку в Сербию, да так и задержался. Потом другие события захлестнули.

— Я часто вспоминаю то наше с тобой время. Особенно поездки на Нарочь к твоим друзьям со спасательной станции. Как мы жили в отдельной комнате. Как ты подменял дежурного и заметил дрейфующую лодку вдали. В ней лежал без сознания рыбак, и ты тогда возглавил спасательную операцию. Лихим парнем ты был… Неужели ничего не помнишь?

— Ну как же, — возразил я. — Помню, как за тобой ухаживал начальник станции, кажется, Иван Иванович. Гренадер, красавец. Ты все злилась, что я тебя не ревную к нему. А зачем ревновать? Я и сейчас считаю, что это самое опасное и безумное чувство. Сколько бед оно творит в нашей жизни.

Не уверен, что Лиза расслышала мои последние слова. Неожиданная гостья из моего далекого прошлого легонько всхлипывала во сне. Я прикрыл ее пледом, а сам задремал на диване.

Пожилые люди спят недолго. Едва рассвело, как мы с Лизой стали готовить на веранде завтрак для всех. Молодежь спала бы и дальше, но мы их разбудили. Я позвонил Людвигу и объяснил ситуацию. Он человек быстрый и аккуратный. Не только вытащил из глубокой ямы легковушку моих гостей, но и помог освободить ее от грязи. 

Расставаясь, Елизавета задержала мою руку в своей и тихо произнесла:

— Кто знает, может, когда-нибудь еще встретимся…

— Это вряд ли, — улыбнулся я в ответ. — Такое не повторяется…

Гости уехали. Я прошел вдоль берега озера со спиннингом, но ничего не поймал. Днем попытался завершить рассказ, который начал еще неделю назад, но из этой затеи тоже ничего не вышло. Бывают такие дни…

Вечером вспомнил беседу у камина с Лизой и подумал, что жизнь сама правильно расставила акценты в нашей мирской суете. Мне и в те дни не нравились некая холодность и надменность в характере этой женщины. В этом люди не меняются. Не было тепла и во вчерашней встрече. Потому и уснули оба…

Еще подумал о том, что все в моей жизни идет путем. Грех жаловаться…

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter