Нежеланные

Почему родной ребенок становится чужим и растет без материнской ласки
“Я не люблю своего ребенка...” — фраза, которую произносят едва слышным голосом и виновато опускают голову, всем своим видом извиняясь за собственную непохожесть на других. Как же так: в мире, где бесплодие становится бичом обеспеченных семей, где формируются многотысячные очереди на проведение ЭКО и усыновление, есть родители, в лучшем случае равнодушные к собственному маленькому произведению искусства. Не алкоголики, наркоманы или тунеядцы, а приличные молодые люди. Сумевшие родить, но не сумевшие раскрыть в себе материнские и отцовские инстинкты.


torange.biz

Пятнадцатилетний брак Ларисы рухнул, когда она была на втором месяце беременности третьим малышом. Муж, долгое время промышлявший необременительным романом на стороне, после известия о грядущем пополнении заявил: его терпение лопнуло! Жена, и без того вечно занятая детьми, кухней, стиркой и уборкой, да к тому же еще изо всех сил пытающаяся утвердиться в небольшой коммерческой компании, куда вернулась после второго декрета, ему не нужна: “Опять пеленки, плач по ночам и ты, превратившаяся в зомби? Ну уж нет! Я еще мужчина в самом соку, мне хочется успеть пожить для себя!” Сказал как отрезал и покинул семью, изредка напоминая о себе присланными по почте алиментами.

— Признаюсь, с мыслью об аборте я жила долгие две недели после его ухода, — рассказывает Лариса. — Но на защиту ребенка поднялась вся могучая родня, как с моей стороны, так и со стороны Николая. К тому же старшая дочка, ей тринадцать лет, как-то очень по-взрослому, по-женски восприняла семейную драму. Маша обнимала меня и говорила: “Мамочка, все будет хорошо, я буду тебе помогать!” Сын Гоша, ему на тот момент было семь лет, тоже заявил, что хочет младшего братика. В общем, уболтали они меня. Махнула рукой: пусть будет как будет. Еще втайне мечтала: родится мальчик, похожий на Николая (Гоша — весь в меня, что внешне, что внутренне), и отцовское сердце дрогнет, он вернется домой...

Родилась девочка. Слабенькая, болезненная. Жизнь в скромной трешке на окраине Минска перевернулась вверх дном: малышка не спала по ночам, устраивала дневные концерты. Маша потеряла интерес к свое-нравной сестренке уже через несколько месяцев, а Гоша вообще был страшно возмущен, что в семье появилась еще одна девчонка. Сердобольные родственники помогали чем могли, но преимущественно деньгами и вещами: нянчиться с несмолкающей сиреной желающих не наблюдалось. И Лариса как-то очень быстро воспылала неприязнью к этой ни в чем не повинной крохе.

— Мне стыдно в этом признаваться, но в Тоне меня раздражает все. Психолог, к которому меня недавно направили подруги, мне объяснил: обида на бывшего мужа трансформировалась в неприятие его ребенка. Ведь старших детей я обожаю, а к этой девочке никак не найду подход. Возможно, потому, что она стала предвестником распада семьи. Я иногда думаю: не будь Тони, может, мы продолжали бы жить все вместе — я, Николай, Маша и Гоша. Я ведь терпела измены любимого раньше, потерпела бы и потом. А в итоге осталась без мужа и с нежеланным ребенком на руках...

В детском садике четырехлетнюю Тоню легко узнать среди резвящейся ребятни: толстенькая, одинокая девочка в больших очках. Она сторонится шумных сверстников, часто сидит в углу с мягкими игрушками и сочиняет одной ей ведомые сценки, придумывает сказки. Серый Волк в них обязательно дружит с Зайцем, а мама-кукла Зоя всегда сидит в обнимку со своими детьми.

У  Кристины другая история: незапланированная беременность в 14 лет. От аборта, на котором настаивали взбешенные родители, всех троих отговорила врач. Заламывая руки и в очередной раз капая в стакан корвалол, мама и папа вынесли вердикт: рожай. Как-нибудь воспитаем.

— Подружки только начинали встречаться с мальчиками, а я уже нянчила маленького сына, — вспоминает события давно минувших дней Кристина. — С папой Андрея мы расстались вскоре после того, как я объявила ему о решении своих родителей. Его отец, военный, попросил перевести его в другую часть, подальше от Беларуси. 

В следующий раз мы увиделись с Пашей через десять лет. Он к тому времени женился, его супруга ждала первого ребенка. 

А Андрею только-только исполнилось девять, и он был в восторге от того, что внезапно объявился настоящий папа...

Не могу сказать, что я открыто не любила сына. Я его не ненавидела! Не желала ему зла — маленькому, беззащитному. 

Но я не чувствовала никакой душевной связи с ним. Воспринимала его как источник всех своих неприятностей — испортившихся отношений с родителями, ухода из девятого класса, невозможности поступить в вуз, хронического безденежья в семье. Мне в восемнадцать лет хотелось купить себе красивое платье и косметику, сходить на дискотеку. А малой будто чувствовал — и постоянно заболевал, стоило мне только запланировать какое-то мероприятие. Мама много с ним занималась, однако и меня постоянно одергивала: родила — воспитывай! В итоге лучшие годы юности прошли мимо. Я начала встречаться с мужчинами только когда Андрей пошел в школу. Учился он плохо, хулиганил. Я стеснялась ходить на родительские собрания: все мамы такие важные, возрастные, а я девчонка, только-только 22 года отметила.

Сын всегда чувствовал, что ему недодают любви. Вот удивительно: никто никогда словом не обмолвился о том, что он нежеланный. Но невозможно спрятать чувства, мимику: для моих родителей и для меня он долгие годы был помехой. Забираю его из садика, Андрей обнимает меня, вручает мне роскошный букет бумажных цветов — сам сделал! А я его в ответ отчитываю за порванную варежку, хлопаю по попе за то, что начинает спорить...

В школе хлебнули мы с Андрюшей: и в инспекции по делам несовершеннолетних он состоял, и однажды связался с дурной компанией, начал употреблять наркотики. Я ему в лицо кричала: “Лучше бы я аборт сделала!” А он в ответ смотрел, как побитый щенок...

Только через много лет я, уже будучи замужем и родив дочь, вдруг поняла: это ведь частичка меня, первенец, хороший ли, плохой, однако я уже жизни без него не представляю. И, наверное, впервые могу сказать: я все равно рада, что он у меня есть. Но, знаете, когда на двадцатилетие Андрея произнесла тост, в котором заявила, что люблю его, он весь передернулся, покраснел. А потом сказал мне, когда ушли гости: “Мам, не надо, не переигрывай!” Я два дня ревела. Понимала: не простил...


torange.biz

Комментарий специалиста

Это болезненная тема для нашего общества, которое давно привыкло измерять счастье материальным состоянием, считает психолог Олег Сумарин:

— Брошенными и несчастными детьми у нас принято считать сирот, однако о том, что дети бывают одиноки в своей собственной семье, со стороны кажущейся благополучной, говорить не принято. Да и вообще материнский инстинкт считается априори присущим каждой женщине, и кажется полной дикостью, когда у мамы нет любви к своей крохе. А такое не редкость.

Ситуация, когда мать в силу тех или иных причин не желает своего ребенка, достаточно распространенная. Однако именно от матери зависит то, что происходит с малышом, поэтому очень часто дети, вырастая, чувствуют себя ненужными, одинокими “волчатами”, страдают психосоматическими заболеваниями, в психологическом плане не адаптированы к жизни. Нередко такие дети страдают разного рода зависимостями, тем самым бессознательно наказывая своих родителей, которые не хотели их.

Простой, но показательный пример. Ко мне обратился мужчина 35 лет, внешне вполне благополучный — прекрасно одет, хорошо выглядит. Однако он постоянно чувствует себя одиноким и ненужным, несмотря на то, что женат и у него есть дети. Оказалось, что это чувство одиночества обращено к маме. Когда он расспросил ее о том, что происходило в то время, когда она была беременной им, оказалось, что у нее возникли проблемы с его отцом, сильно переживала и думала об аборте. Все это определило дальнейшую судьбу ребенка. Еще когда-то Зигмунд Фрейд говорил: все проблемы, с которыми мы сталкиваемся в жизни, закладываются в период от 3,5 месяца после зачатия до 6 лет.

Знаете ли вы, что...

Кстати, многие нежеланные дети впоследствии стали весьма успешными людьми. 

Не найдя понимания и признания в своей семье, они стремились завоевать любовь 

и поклонение чужих людей, выбирая для этого наиболее популярные профессии и увлечения. 

И в итоге доказывали своим родителям, что те не зря дали им шанс прийти в этот мир.


Джек Лондон. Знаменитый американский писатель родился в 1876 году в Сан-Франциско. При рождении ему было дано имя Джон Чейни. Его отец, известный в то время астролог Уильям Чейни, расстался с матерью еще до рождения сына. Он категорически не хотел ребенка и настаивал на том, чтобы его подруга, учитель музыки Флора Веллман, прервала беременность. Эксцентричная Флора даже пыталась покончить с собой, но безуспешно — к счастью, она дала жизнь будущему писателю.


Мария Калласс. Великая оперная певица, обладавшая редким драматическим даром, родилась в 1923 году в Нью-Йорке в семье греческих эмигрантов. Незадолго до этого скончался от тифа ее трехлетний братик, и раздавленная горем мать, надеявшаяся родить еще сына, с огромным разочарованием восприняла появление на свет дочери — четыре дня она не смогла заставить себя даже подойти к новорожденной. Мария с детства знала, что она нежеланный ребенок, и чувствовала себя обделенной материнской любовью.


Стив Джобс. Американский предприниматель и революционер в области персональных компьютеров Стивен Пол Джобс родился в 1955 году в городе Сан-Франциско, штат Калифорния. Его родителями были не состоявшие в браке студенты — эмигрант из Сирии Абдулфаттах Джандали и девушка из семьи немецких эмигрантов Джоан Шибле. Отец Джоан был категорически против брака 23-летней дочери с молодым человеком из Сирии, и она решилась отдать сына на усыновление.

Комментарий специалиста

Это болезненная тема для нашего общества, которое давно привыкло измерять счастье материальным состоянием, считает психолог Олег Сумарин:

— Брошенными и несчастными детьми у нас принято считать сирот, однако о том, что дети бывают одиноки в своей собственной семье, со стороны кажущейся благополучной, говорить не принято. Да и вообще материнский инстинкт считается априори присущим каждой женщине, и кажется полной дикостью, когда у мамы нет любви к своей крохе. А такое не редкость.

Ситуация, когда мать в силу тех или иных причин не желает своего ребенка, достаточно распространенная. Однако именно от матери зависит то, что происходит с малышом, поэтому очень часто дети, вырастая, чувствуют себя ненужными, одинокими “волчатами”, страдают психосоматическими заболеваниями, в психологическом плане не адаптированы к жизни. Нередко такие дети страдают разного рода зависимостями, тем самым бессознательно наказывая своих родителей, которые не хотели их.

Простой, но показательный пример. Ко мне обратился мужчина 35 лет, внешне вполне благополучный — прекрасно одет, хорошо выглядит. Однако он постоянно чувствует себя одиноким и ненужным, несмотря на то, что женат и у него есть дети. Оказалось, что это чувство одиночества обращено к маме. Когда он расспросил ее о том, что происходило в то время, когда она была беременной им, оказалось, что у нее возникли проблемы с его отцом, сильно переживала и думала об аборте. Все это определило дальнейшую судьбу ребенка. Еще когда-то Зигмунд Фрейд говорил: все проблемы, с которыми мы сталкиваемся в жизни, закладываются в период от 3,5 месяца после зачатия до 6 лет.

konopelko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter