В страну массово пригоняют дорогие иномарки с перебитыми номерами

Нежеланные двойняшки

Сверкая краской и слегка интригуя затемненными окнами, добротный кроссовер «Тойота РАВ4» украшает территорию Первомайского РОВД г. Витебска. Допрыгался. Вернее, доездился. Бороздил местные просторы, щеголяя российскими номерами, около трех лет. Пока не попался на глаза сотрудникам милиции, проводившим специальный рейд. Тормознули. Пробили по базе — точно такая же бегает в Минской области. Значит, эта — клон.


Хозяин признался: купил у знакомых, которые пригнали ее из России. Почему не поставил здесь на учет? Продавцы намекнули, что с регистрацией, мол, есть какие-то проблемы, поэтому и предпочел ездить так. Руководитель группы по раскрытию преступлений в сфере автобизнеса УВД Витебского облисполкома Алексей Тяпко уверен:

— Новый владелец просто не мог не догадываться о том, что у машины не совсем хорошая биография. Он знал, что покупает ее примерно в два раза дешевле реальной цены. Но желание приобрести крутую иномарку пересилило здравый рассудок. Теперь молодой человек потеряет и деньги, и автомобиль. А если будет доказано, что он знал о краденом товаре, его ждет уголовная ответственность. 

Алексей ТЯПКО.

Вместе с оперативниками мы осматриваем «Тойоту», которая только что вернулась с экспертизы. Открывается одним нажатием кнопки, заводится тоже кнопочкой — функция «свободные руки». Кожаный салон. Под сиденьем — номер кузова. Цифры и буквы на металле желтого цвета. Олег Лакс из УГРО Первомайского райотдела поделился «секретами»:

— Желтизна появилась уже после обработки кузовного номера специальными химикатами при проведении экспертизы. В итоге становится заметным сварной шов — номер переварен. Есть и другие способы проверки. Например, с помощью специального щупа эксперт может рассмотреть внутренний сварной шов. Так что, несмотря на мастерство ушлых автоворов и мастеров из подпольных автосервисов, которые стараются максимально замести следы, перешить блоки управления, поменять все детали и узлы для затруднения идентификации автомобиля, изменить номера, подделку все равно можно обнаружить без труда. «Тойота»-клон встретилась у нас со своим оригиналом совершенно случайно. А вообще-то, у одной рейтинговой машины может быть и по три-четыре клона. С одинаковым номером кузова, цветом, годом выпуска и другими характеристиками. В России, Беларуси, Казахстане… Откуда злоумышленники берут нужную им информацию? Находят пути к базам страховых компаний, автосервисов, таможенных и других служб.

Эта шикарная «Тойота» — клон.

О том, что в сфере международного преступного автобизнеса орудуют далеко не дилетанты, и говорить не приходится. Для того чтобы украсть вот такой кроссовер, как в Первомайском РОВД, нужно специальное оборудование. Примерная стоимость последнего — от 10 до 15 тысяч долларов. Оперативники рассказывают: кража одной из автомашин попала на видеокамеру. Там отчетливо видно: на то, чтобы открыть иномарку, у преступника ушло 5 секунд. Еще 10 секунд — и добыча, моргнув фарами, скрылась со стоянки. Милиционеры удивляются беспечности граждан:

— Украдут в городе одну машину, мы начинаем обзванивать владельцев похожих авто. Будьте, мол, осторожны: идет охота на вашу модель. Но из сотни хозяев только двое-трое скажут, что их машина оборудована дополнительными системами безопасности. Остальные надеются на заводские установки, с которыми злоумышленники, как видите, справляются на раз-два. Считывают чип, ломают электронный ключ — и были таковы.

После нанесения специальных химикатов сварной шов на переделанном номере кузова становится заметным

Справедливости ради стоит отметить, что в стране сейчас нечасто крадут хорошие машины. В этом году, например, на Витебщине был зарегистрирован всего один случай. Да и тот весьма оригинален. Со двора дома исчез дорогой «Лексус». Засветилась машина в Санкт-Петербурге, где ее попытались реализовать с помощью объявления на интернет-сайте. Cотрудники местной полиции совместно с коллегами из Беларуси задержали воров. А в итоге оказалось, что это те самые люди, которые некоторое время назад и продали ворованную машину нашему земляку. То есть теперь они украли ее во второй раз…

Попросила господина Тяпко прокомментировать:

— Главная беда — легкомысленность белорусов, приобретающих ворованный товар.  Это явление начинает носить массовый характер. Люди закупались машинами на территории России во время автомобильного бума, вызванного разницей в курсах валют. Не обращали внимания на бумаги, не требовали присутствия владельцев при переоформлении, без участия нотариуса оформляли письменные договоры сделки прямо в салоне. Кто-то в итоге сразу распрощался с деньгами и мечтой о новом автомобиле — уже при снятии покупки с российского учета выяснялось, что машина была украдена. У кого-то ее конфисковали в Беларуси при постановке на учет. А многие, покатавшись, теперь пожинают плоды. В прошлом году, например, мы выявили на территории Витебщины около 19 автомобилей-клонов и 11 автомашин с измененными номерными агрегатами. С начала нынешнего — уже около двух десятков. Работаем в тесной связке с российскими коллегами, которые по телефонному запросу тут же дают нам информацию о наличии или отсутствии на территории России автомобиля-двойника. Сейчас стараемся проверять все машины, которые хозяева не торопятся ставить на учет, предпочитая ездить с российскими номерами. 

Салон красивый, но машина краденая

Особой популярностью у автоворов, как оказалось, пользуются «юные» «Тойота», «Ленд Ровер», «Хендай», «Киа». Именно среди них много клонов. И это неудивительно — подпольный бизнес в соседней России поставлен на поток. Специалисты утверждают: ежедневно в Санкт-Петербурге крадут около 20 дорогих автомобилей, в Москве и Московской области — 50—60. Налажены целые конвейеры по угону, переделке и продаже авто. Продавцы ворованного зачастую предъявляют покупателям поддельные паспорта с вклеенной туда собственной фотографией. Просят цену ниже рыночной. Но чаще всего продают украденные авто с помощью своих зарубежных подельников, создавая целые преступные международные синдикаты. 

Наши граждане для воротил автобизнеса в этом плане — отличные покупатели. Мы доверчивы и наивны. И, что немаловажно, ради банального тщеславия зачастую готовы рисковать и деньгами, и собственной репутацией. Один из случаев: руководитель витебской фирмы имел филиал в Смоленской области. Машину, купленную в Москве, решил не снимать с учета в России. В итоге после небольшой аварии его джип проверили и установили, что в Тверской области зарегистрирована точно такая же машина под такими же номерами. Двойника конфисковали. А недавняя история вообще на грани курьеза: дорожники убирали от снега улицу Терешковой. Проехать трактору мешал неудачно припаркованный автомобиль «Ауди». Попросили ГАИ связаться с хозяином, чтобы тот переставил его. С помощью ведомственной базы данных инспекторы узнали нужный телефон и позвонили хозяину. Тот был немало удивлен просьбе, так как он в этот момент находился… за рулем своей машины совсем в другом конце города. «Ауди»-клон, как оказалось, тоже приехал с территории соседнего государства. 

a_veresk@mail.ru

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter