
Хозяин признался: купил у знакомых, которые пригнали ее из России. Почему не поставил здесь на учет? Продавцы намекнули, что с регистрацией, мол, есть какие-то проблемы, поэтому и предпочел ездить так. Руководитель группы по раскрытию преступлений в сфере автобизнеса УВД Витебского облисполкома Алексей Тяпко уверен:
— Новый владелец просто не мог не догадываться о том, что у машины не совсем хорошая биография. Он знал, что покупает ее примерно в два раза дешевле реальной цены. Но желание приобрести крутую иномарку пересилило здравый рассудок. Теперь молодой человек потеряет и деньги, и автомобиль. А если будет доказано, что он знал о краденом товаре, его ждет уголовная ответственность.

Вместе с оперативниками мы осматриваем «Тойоту», которая только что вернулась с экспертизы. Открывается одним нажатием кнопки, заводится тоже кнопочкой — функция «свободные руки». Кожаный салон. Под сиденьем — номер кузова. Цифры и буквы на металле желтого цвета. Олег Лакс из УГРО Первомайского райотдела поделился «секретами»:
— Желтизна появилась уже после обработки кузовного номера специальными химикатами при проведении экспертизы. В итоге становится заметным сварной шов — номер переварен. Есть и другие способы проверки. Например, с помощью специального щупа эксперт может рассмотреть внутренний сварной шов. Так что, несмотря на мастерство ушлых автоворов и мастеров из подпольных автосервисов, которые стараются максимально замести следы, перешить блоки управления, поменять все детали и узлы для затруднения идентификации автомобиля, изменить номера, подделку все равно можно обнаружить без труда. «Тойота»-клон встретилась у нас со своим оригиналом совершенно случайно. А вообще-то, у одной рейтинговой машины может быть и по три-четыре клона. С одинаковым номером кузова, цветом, годом выпуска и другими характеристиками. В России, Беларуси, Казахстане… Откуда злоумышленники берут нужную им информацию? Находят пути к базам страховых компаний, автосервисов, таможенных и других служб.

О том, что в сфере международного преступного автобизнеса орудуют далеко не дилетанты, и говорить не приходится. Для того чтобы украсть вот такой кроссовер, как в Первомайском РОВД, нужно специальное оборудование. Примерная стоимость последнего — от 10 до 15 тысяч долларов. Оперативники рассказывают: кража одной из автомашин попала на видеокамеру. Там отчетливо видно: на то, чтобы открыть иномарку, у преступника ушло 5 секунд. Еще 10 секунд — и добыча, моргнув фарами, скрылась со стоянки. Милиционеры удивляются беспечности граждан:
— Украдут в городе одну машину, мы начинаем обзванивать владельцев похожих авто. Будьте, мол, осторожны: идет охота на вашу модель. Но из сотни хозяев только двое-трое скажут, что их машина оборудована дополнительными системами безопасности. Остальные надеются на заводские установки, с которыми злоумышленники, как видите, справляются на раз-два. Считывают чип, ломают электронный ключ — и были таковы.

Справедливости ради стоит отметить, что в стране сейчас нечасто крадут хорошие машины. В этом году, например, на Витебщине был зарегистрирован всего один случай. Да и тот весьма оригинален. Со двора дома исчез дорогой «Лексус». Засветилась машина в Санкт-Петербурге, где ее попытались реализовать с помощью объявления на интернет-сайте. Cотрудники местной полиции совместно с коллегами из Беларуси задержали воров. А в итоге оказалось, что это те самые люди, которые некоторое время назад и продали ворованную машину нашему земляку. То есть теперь они украли ее во второй раз…
Попросила господина Тяпко прокомментировать:
— Главная беда — легкомысленность белорусов, приобретающих ворованный товар. Это явление начинает носить массовый характер. Люди закупались машинами на территории России во время автомобильного бума, вызванного разницей в курсах валют. Не обращали внимания на бумаги, не требовали присутствия владельцев при переоформлении, без участия нотариуса оформляли письменные договоры сделки прямо в салоне. Кто-то в итоге сразу распрощался с деньгами и мечтой о новом автомобиле — уже при снятии покупки с российского учета выяснялось, что машина была украдена. У кого-то ее конфисковали в Беларуси при постановке на учет. А многие, покатавшись, теперь пожинают плоды. В прошлом году, например, мы выявили на территории Витебщины около 19 автомобилей-клонов и 11 автомашин с измененными номерными агрегатами. С начала нынешнего — уже около двух десятков. Работаем в тесной связке с российскими коллегами, которые по телефонному запросу тут же дают нам информацию о наличии или отсутствии на территории России автомобиля-двойника. Сейчас стараемся проверять все машины, которые хозяева не торопятся ставить на учет, предпочитая ездить с российскими номерами.

Наши граждане для воротил автобизнеса в этом плане — отличные покупатели. Мы доверчивы и наивны. И, что немаловажно, ради банального тщеславия зачастую готовы рисковать и деньгами, и собственной репутацией. Один из случаев: руководитель витебской фирмы имел филиал в Смоленской области. Машину, купленную в Москве, решил не снимать с учета в России. В итоге после небольшой аварии его джип проверили и установили, что в Тверской области зарегистрирована точно такая же машина под такими же номерами. Двойника конфисковали. А недавняя история вообще на грани курьеза: дорожники убирали от снега улицу Терешковой. Проехать трактору мешал неудачно припаркованный автомобиль «Ауди». Попросили ГАИ связаться с хозяином, чтобы тот переставил его. С помощью ведомственной базы данных инспекторы узнали нужный телефон и позвонили хозяину. Тот был немало удивлен просьбе, так как он в этот момент находился… за рулем своей машины совсем в другом конце города. «Ауди»-клон, как оказалось, тоже приехал с территории соседнего государства.
Фото автора