Почему стоимость пшеницы пробивает потолки

Незерновой сезон

√ Цена на пшеницу в мире уже достигла максимума?

√ О чем свидетельствуют прогнозы ФАО?

√ Насколько продовольственный мир оказался заложником ситуации в Украине?

√ Почему в Китае прогнозируют снижение урожая озимых зерновых?

√ Что очень беспокоит американских фермеров?

√ Где в Беларуси лучше родит озимая пшеница?


Самое зримое следствие санкционной войны, которая, без преувеличения, свирепствует в мире и в орбиту которой втянуты десятки стран и многие миллионы людей, — стремительно взлетающие цены на энергоресурсы, достигшие исторического максимума. Стоимость тысячи кубометров газа в Европе дошла до небывалой отметки в четыре тысячи долларов. Дорожает нефть, а в свете санкционного давления США на нефтедобывающую отрасль России можно с уверенностью ждать ощутимого подорожания топлива. А ведь газ и нефть — исходники для производства минеральных удобрений и топлива, рост цены на них неизбежно влечет за собой и рост цен на сельскохозяйственное сырье. На горизонте замаячил зловещий призрак голода, который первым делом ударит по самым слаборазвитым странам. 

И случится это не в отдаленной перспективе, а прямо сейчас. Министр сельского хозяйства и продовольствия Франции Жульен Денорманди, например, утверждает, что ситуация в Украине угрожает спровоцировать мировой продовольственный кризис уже в этом году. Опасения его коллег, политиков, аналитиков многих других стран тоже небезосновательны: фьючерсы на пшеницу на Чикагской бирже стремительно растут в цене, преодолев рекорд 14-летней давности.

Впервые с марта 2008 года стоимость одного бушеля — выше 12 долларов, только за неделю цена выросла почти в 1,5 раза и, похоже, будет пробивать очередной потолок.

Для мировой торговли зерном и глобальной продовольственной безопасности пшеница — ключевой продукт. Ее доля в общем объеме зернового рынка превышает 40 процентов. Соответственно, от цен на пшеницу зависит стоимость разного продовольствия. В прошлом году в топ-5 производителей этой стратегической культуры входили Индия, Россия, Китай, США и Австралия. Среди экспортеров места распределились следующим образом: Россия поставила на экспорт 39,5 миллиона тонн, ЕС — 27,5 миллиона, Канада и США — по 27 миллионов, Австралия — 19,5 миллиона тонн.

Прогнозируемый ФАО объем мировой торговли зерновыми в сезоне 2021/22 увеличен до 484 миллионов тонн, что на 2,7 миллиона выше прогноза прошлого месяца и на 0,9 процента (4,5 миллиона тонн) выше уровня сезона 2020/21. Однако в нем не учитываются возможные последствия конфликта в Украине для торговых потоков из Украины и Российской Федерации. На оставшийся период сезона (1 марта — 30 июня) предполагается, что Украина может экспортировать примерно 6 миллионов тонн пшеницы, а Российская Федерация — около 8 миллионов тонн. Пока эти предположения под большим сомнением.


С начала специальной военной операции в Украине российские трейдеры, например, сократили, а некоторые и вовсе приостановили поставки пшеницы из-за неопределенности, связанной с введением санкций и ожиданием роста цен. Украинские поставщики не отгружают ее из-за военных действий. Да и вообще, смогут ли украинские аграрии выйти в поле, чтобы отсеяться, — очень большой вопрос. В долгосрочной перспективе задержки поставок негативно повлияют на продовольственную безопасность основных покупателей: Северной Африки, Азии и Турции. 

В ноябре 2016-го тонна пшеницы стоила около 113 евро. В апреле прошлого года возросла до 165, а в ноябре — почти до 278 евро. Иными словами, рост был значительным и до событий последних дней в Украине. В списке видимых причин — ковид, неблагоприятные погодные условия, в том числе засуха и наводнения. 

К слову, взлетели до рекордного уровня на этой неделе цены на пшеницу в Китае (один из крупнейших мировых производителей культуры). Проблемы с поставками на внутреннем рынке — это лишь отчасти отголосок ситуации в Украине. По информации Министерства сельского хозяйства и сельских дел КНР, состояние посевов озимых зерновых претендует стать худшим в истории. Отсутствие осадков в прошлом году привело к тому, что треть посевных площадей засеяли со значительным опозданием. Предварительные прогнозы: недобор 20 процентов ожидаемого урожая. Вместе с тем Китай обещает высокий урожай яровых зерновых культур. 

Черное и Азовское моря многие годы играли ключевую роль в обеспечении безопасности мировых поставок зерна. Ведь примерно 30 процентов всего экспорта пшеницы приходится именно на долю соседних, братских нам стран: России и Украины. Обе на данный момент не могут выполнять ранее планируемые экспортные поставки. И страдают от этого многие. По информации газеты Le Figaro, такие государства, как Катар, Руанда, Кыргызстан и Египет, на 80 процентов зависят от поставок пшеницы из России, Турция — на 70. Главные же импортеры украинской пшеницы — Египет, Индонезия.

Однако вернемся к Украине. В прошлом году аграрии собрали свыше 106 миллионов тонн зерновых, зернобобовых и масличных культур — абсолютный рекорд последних лет. В 2022-м прогнозировали урожай примерно на таком же уровне. Главный аргумент несбыточности планов — военный конфликт.


Аграрный союз Украины на днях инициировал разработку комплекса мер по решению вопросов, которые обеспечат проведение посевной кампании. Для семян, удобрений, горючего и других материально-технических ресурсов, необходимых на посевной, должен быть установлен такой же режим, как и для продуктов питания. В частности, завышение цен союз предложил приравнять к мародерству и призвал установить государственное регулирование цен, за неисполнение договорных обязанностей — ответственность, в том числе уголовная. Сельскохозяйственную логистику надо приравнять к военной: грузы, сельхозтехника должны передвигаться по дорогам без помех. Поэтому работу в поле предложено приравнять к выполнению воинского долга.

Посевная кампания в Украине начнется в тех регионах, где это возможно с учетом боевых действий, заявил министр аграрной политики и продовольствия Украины Роман Лещенко. И добавил: нет другого варианта, кроме как идти и сеять.

Эксперты в свою очередь уверяют, что Украина если и сможет провести весенне-полевые работы, то это будет максимум 30 процентов от запланированного 21 миллиона гектаров. Наиболее оптимистичный вариант — 50. И данные площади будут сосредоточены преимущественно в западной части страны. 

О ситуации на восточных рубежах и планах на посевную аналитики по субъективно-объективным причинам умалчивают. 

Что же касается России, то отгрузки зерна из страны упали более чем в два раза из-за прекращения судоходства в Азовском бассейне, портах Махачкалы и Таганрога, заявил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Выполняются только давно заключенные контракты, по которым есть обязательства. До сложившейся ситуации ежесуточные отгрузки зерна составляли 100 тысяч тонн, сейчас — менее 40 тысяч.

Посевной кампании соседи также уделяют повышенное внимание. Аграрии отмечают отличное состояние озимых посевов. Во многих регионах техника давно работает на полях. Общая посевная площадь в 2022-м превысит 81 миллион гектаров, 30 из них — под пшеницу, больше, чем в прошлом году.

Пшеница в США в нынешнем году подорожала на 77 процентов. Американские фермеры очень обеспокоены поставками и ценами на удобрения, что связано с санкциями в отношении России. Конфликт в Украине также создает беспокойство и неопределенность во всех секторах и рынках, которые в той или иной степени затрагивают экономику США и многих других стран. 

— Мы увидим и почувствуем это влияние прямо здесь, в Центральном Иллинойсе. У нас уже есть инфляция цен на продукты питания. Цены в продуктовых магазинах растут, цены на газ высокие, и очевидно, что ситуация не изменится в ближайшее время. Я думаю, мы увидим резкий скачок цен на удобрения, что усугубит ситуацию высокого риска, в которой мы находимся. Если проблема краткосрочная — фермеры, вероятно, не станут экспортировать урожай, оставив для внутреннего потребления, и потеряют деньги. В долгосрочной перспективе дефицит и дороговизна удобрений выглядят пугающе, как и то, что произойдет с полями, отведенными под выращивание основных продовольственных культур, — прокомментировал Джо Янзен, профессор экономики сельского хозяйства Университета Иллинойса.

Рост цен на сырьевые товары, в том числе на пшеницу, уже привел к скачку инфляции в США — до 7,9 процента годовых по итогам прошедшей недели. Еще пару таких недель, и индекс цен в Штатах легко выйдет на двузначные цифры. При этом пара евро/доллар торгуется с понижением первого.  

Кроме того, в США ожидаются минимальные остатки пшеницы за последние пять сезонов (17,6 миллиона тонн против 23 миллионов тонн в 2020—2021 годах). Аналогичная ситуация в Канаде (конечные остатки в сезоне 2021/22 ожидаются на уровне 3,1 миллиона против 5,7 миллиона тонн в предыдущем). Хотя бы частично компенсировать недостающие поставки пшеницы могут только Австралия, Индия, Аргентина и Казахстан. По предварительным оценкам, ключевыми экспортерами пшеницы на мировой рынок могут быть увеличены объемы поставок на 1,5—3 миллиона тонн, чего недостаточно для компенсации отсутствующего экспорта из Причерноморского региона. 

Украинский кризис будет иметь серьезные побочные эффекты, которые могут быть болезненными для европейских фермеров и более широкой продовольственной системы, предупредил на этой неделе высокопоставленный чиновник ЕС в Европейском парламенте. Между тем немецкие депутаты Европарламента начинают задаваться вопросом: действительно ли сельскохозяйственная система ЕС устойчива в новом геополитическом контексте? 

Беларусь не экспортирует зерно. Наоборот, развитые свиноводческая и птицеводческая отрасли требуют дополнительного фуража, предприятия самостоятельно закупают зерновые корма. В 2021-м собрано 2322,6 тысячи тонн пшеницы, что составило 88 процентов к валу 2020-го. Вместе с тем Гомельская и Могилевская области увеличили ее сбор в прошлом неблагоприятном для земледельцев году. Причем прирост именно за счет озимой, в то время как по яровой явное падение. 

— Озимая пшеница получила достаточно влаги после таяния снега, дождей весной и в начале лета, — рассказала начальник управления растениеводства комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского обл­исполкома Елена Филипович. — Благодаря этому в колосьях было много зерен. К сожалению, ко времени их налива началась жара, зерно вышло щуплым. Но урожайность его все равно выше, чем у яровой, которая получила еще меньше влаги. Из этого извлекли для себя важный урок и минувшей осенью: посеяли озимой пшеницы 65 тысяч гектаров — на 5 тысяч больше, чем годом ранее. 

Сейчас цена за тонну пшеницы — более 580 рублей без НДС. Но никто не может дать прогнозов, насколько подскочат цены будущего урожая. Ведь рынок — дорога с двусторонним движением. 

Лучшая от него защита — собственная подушка безопасности. Применительно к нашей стране это, например, минимум полуторагодовой запас пшеницы. И даже в случае возможного неурожая это не повлечет ощутимых последствий для потребителя. Ну а к скорой посевной наши аграрии готовы полностью, им, в отличие от зарубежных коллег, ничего не мешает провести ее как положено.

bernikovich@sb.by

klimovich@sb.by

Инфографика Елены Черной, «СГ»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter