На «Белой веже» детство царило на сцене и в зале

Неземные радости

Международный театральный фестиваль «Белая вежа» оказался очень молодым и танцевальным. Из 24 спектаклей, показанных в Бресте, девять были созданы совсем юными и пока непрофессиональными артистами. Художественный руководитель фестиваля Александр Козак впервые пригласил детско-юношеские театры-студии и театральные школы. К тому же в программе театров кукол работали очень молодые артисты. В этом была своя логика.

Лучшей работой фестиваля признан спектакль «Ревизор» Купаловского театра.

Задор, озорство и искренность

В Беларуси, Украине, России приобщаться к театральному искусству начинают с младшего школьного возраста, как в брестском спектакле по произведениям К. Чуковского «Тараканище». Подхватывает эстафету украинский народный детский театр «Сорванцы» (героическая сказка «Маугли»). Детско-юношеский театр из Санкт-Петербурга пробует вполне серьезно справиться с рассказами Василия Шукшина. Образцовый театр-студия из Барановичей вывел на сцену своих воспитанников всех возрастов и замахнулся на шоу-программу под названием «Наша жизнь — большой сценарий». Даже профессиональные театры кукол предназначали свою продукцию тем, кому от 0 до 3 лет («Каляки-маляки» из Киева), шестилеткам («Мой папа — птиц» Брестского театра кукол) и семилеткам («Игра времени» из Испании).

Детство царило на сцене и в зале. Попробуйте после этого сказать, что театральное искусство не заразительно, а театр под напором новых цифровых технологий может умереть! Задор, озорство, искренность подхватывались публикой. Видимо, это примета современного театрального искусства. Конечно, далеко не все юные артисты станут профессионалами, но умными, тонкими, преданными ценителями театра будут обязательно. Очень жаль, что эта особенность «Белой вежи» не была отмечена профессиональными экспертами.

Гран-при уехал в Украину

Задача каждого фестиваля — оценить современный театральный процесс. Обсуждение было серьезным и критичным.

Открывали фестиваль купаловцы своим знаменитым «Ревизором» и, естественно, показали не только сегодняшний художественный уровень первого театра страны, но и умение говорить со сцены о наболевшем. Спектакль признан лучшей работой фестиваля. Если бы существовали номинации для актеров, то, бесспорно, лавровые венки увенчали бы головы Виктора Манаева и Павла Харланчука.

Сцена из спектакля «Как погиб Гуска».

Гран-при уехал в Украину. Киевский академический театр кукол абсолютно по-взрослому, с пронзительной искренностью и глубокой болью сыграл прекрасную пьесу Николая Кулиша «Как погиб Гуска». Произведения украинского классика мало известны у нас, хотя тема маленького человека, оказавшегося в водовороте исторических событий, общая для наших народов. Тонкий, хрупкий, как хрустальная ваза, этот спектакль напомнил и историю казненной российской царской семьи, и гибель невинных детей, девочек и мальчиков из прежних крепких больших семей, по которым прошелся безжалостный каток мировых событий. 

Среди драматических театров большой интерес вызвали литовцы со спектаклем по Достоевскому «Записки из подполья», армяне с чеховской «Лебединой песней», Мирнинский коллектив из Республики Саха с постановкой белорусского драматурга Максима Досько «Лондон». Театралы с нетерпением ждали российский спектакль «Плаха» по мотивам романа Чингиза Айтматова, но увиденное откровенно разочаровало. Если украинские театры в этот раз были на высоте, то российские представили не самую яркую продукцию. И только блистательный актер Московского театра имени Вахтангова Евгений Князев (народный артист России и ректор Щукинского училища) продемонстрировал высокое мастерство, сыграв моноспектакль «Пиковая дама». Эта работа шла вне конкурса.

Естественно, трудно судить по одним и тем же критериям маленьких ребятишек из театров-студий и высококлассного мастера из столицы России. Но фестиваль — это праздник искусства, где провинция и столица, взрослый и ребенок меняются местами, одаряя неземными радостями. «Пиковая дама» — проверенный бренд. Таким же брендом наших кукольников стал спектакль «Пансион «Бельведер». Хит уже третьего сезона. Образец идеальной коммуникации со зрителями всех возрастов. К тому же отличная работа художника Татьяны Нерсесян, как и в брестском спектакле «Мой папа — птиц». Как поступают эксперты в таких случаях? Выводят известные первоклассные работы на спецпризы.

Танцуют все

Несколько слов о «танцевальности» нынешней «Белой вежи». В сегодняшнем театре всего мира пластика (иногда ее называют «танцующим телом») вышла на первое место. Порой современному актеру легче передать смысл телом, пластикой, чем произнесенным словом. Хорошо это или плохо — вопрос без ответа. Перформанс, театральная игра невозможны без отличной физической подготовки исполнителя.

В Бресте танцевали много и с удовольствием. Танцевали дети. Пластический спектакль по гравюрам Гюстава Доре показали студенты, «Все о настоящей любви и страсти в танце и пластике» рассказали латыши из Даугавпилса. Их «Казанова. Генриетта. Венеция» — спектакль красивый, стильный, экспрессивный, дополненный поэзией Марины Цветаевой. Его создательница — хореограф Ирина Савельева — заслуженно получила награду.

23-я «Белая вежа» передала эстафету следующему году. Она была самой скромной по финансовым вложениям. Вынужденно отказалась от уличных театров и крутых экспериментальных проектов, но свою задачу — держать руку на пульсе времени — выполнила.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter