![Боритесь за новые достижения в спорте Боритесь за новые достижения в спорте](http://www.sb.by/images/new_folder/blog.jpg)
На физкультуру можно не пойти или устроить на стадионе перекур
У кого из окна виден школьный двор, понаблюдайте, как проходит так называемый урок физкультуры у старшеклассников. Просто анекдот. Стопроцентной спортивной формы не увидите нигде. В лучшем случае ребята пинают брошенный учителем мяч, а девочки хихикают в перерывах между перекурами и накрашиванием ресниц. Злой физкультурник может заставить пробежать круг по стадиону. Притом попыток со стороны учителя превратить это действо в полноценный урок или хотя бы просто организованную физически активную разминку и не наблюдается. Думаю, оттого, что сами физруки себя-то и учителями не считают.
Кстати говоря, проблему с начальной физической подготовкой в школе констатируют и профессионалы. Перед тем как писать свой блог, я встретился с начальником управления физической культуры Министерства спорта и туризма Беларуси Павлом Петровичем Непряхиным.
- Павел Петрович, вы признаете реальную проблему ухудшения преподавания физкультуры в средних учебных заведениях?
![Начальник управления физической культуры Министерства спорта и туризма Беларуси Павел Петрович Непряхин Начальник управления физической культуры Министерства спорта и туризма Беларуси Павел Петрович Непряхин](http://www.sb.by/images/new_folder/Pavel%20Petrovich.jpg)
- Конечно, проблема существует. Даже плановые проверки Минспорта с выездом на места часто фиксируют плохой уровень преподавания физкультуры в школе. Типичной становится ситуация, когда учитель в сторонке, а дети кувыркаются как хотят или в лучшем случае сами гоняют мяч. К сожалению, нет целенаправленного процесса обучения детей физической культуре. В принципе, с советского времени требования к учителю физкультуры в своей основе практически не изменились, а вот подходы нужно менять. Дети ХХ и дети ХХI века разные. Это сказывается и на отношении их в том числе и физкультуре. Современное общество предусматривает некую гуманизацию процессов дисциплинарного привлечения детей к занятиям физкультурой. Раньше подходила система ГТО, все ходили стройными рядами на соревнования по видам ГТО и писались фиктивные статистические отчеты. Глобального эффекта это не давало. Просто народ был более послушный и дисциплинированный, школа имела рычаги воздействия на родителей и учеников.
- Зато была массовость спорта и более здоровая молодежь.
- Мы и сейчас сохранили эту идею в лице государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Беларуси. Только заниматься им хотим не для стройных рядов, а для определения уровня физической подготовки наших детей. Убежден, чтобы привить ребенку к любого рода упражнениям и просто к двигательной активности, необходимо все это подавать интересно и увлекательно. В этой связи возникает вопрос – а насколько учитель физкультуры соответствует тем требованиям, которые предъявляем мы? Насколько он понимает, что дети на уроках физкультуры должны получать оздоровительный эффект, а не натаскивание на результат. Учитель должен преподавать физическую культуру, а не фиксировать количество подтягиваний. Результат придет, когда школьник увидит интерес в уроке и мотив к действиям, а не мучителя в спортивном костюме, который гоняет по 10 кругов вокруг стадиона… Об этом свидетельствует и общественное мнение. По итогам опроса, проведенного нашим информационно-аналитическим центром, родители признают, что дети старше 14 лет очень резко меняют свое отношение к занятиям. В переходный возраст физкультура становится для большинства мальчиков, как кость в горле, а девочки заявляют, что просто не хотят ломаться перед сверстниками, сдавая какие-то нормативы.
- Так проблема в нерадивых учителях физкультуры, ленивых детях или в отношении к спорту в обществе и семье?
![Занятия по физкультуре в школах Занятия по физкультуре в школах](http://www.sb.by/images/new_folder/blog1.jpg)
Мы с Министерством образования договорились, что необходимо проанализировать учебную программу, чтобы она стала не отталкивающей, а интересной и чтобы дети были заинтересованы продолжать занятия физкультурой и спортом вне учебного заведения. Это сложный процесс, где еще многое решают общее социальное настроение, семейные ценности, внешние стимулы. В конечном итоге можно старшеклассницам преподавать шейпинг или аэробику, а ребятам плавание или единоборства. Не стоит гнать школьников нарезать круги вокруг стадиона, надо дать право выбора, а затем добиться динамики по выбранному направлению.
- Вам не кажется, что ко всем этим проблемам утеряна государственная идеология массового спорта по принципу “Папа, мама, я – спортивная семья”. В Беларуси половина мужского населения курит, высокий процент пьющих и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. В таких семьях растут дети, у которых совсем иные ценности.
- Я бы настолько краски не сгущал, но то, что мы утеряли методику и рычаги формирования корпоративного духа, как у школьников, так и у студентов, – это факт. Мы стараемся это как-то вернуть, проводя крупномасштабные спортивные мероприятия среди школ района или города. В них важно изменить параметры и не принуждать бежать на результат, а принуждать выйти всех. Это уже идеология, надо развивать клубы любителей бега, объединять коллективы министерств, ведомств и частных компаний. Более того, Минспорта хочет даже уроки физкультуры в школах попробовать проводить по безотметочной системе. На мой взгляд, вообще, оценку по физкультуре надо формировать не по количеству подтягиваний и выполнения норматива по бегу, важны динамика, прогресс и желание подростка развиваться. Это надо стимулировать и развивать.
- Демократичность, конечно, хороша, но когда я служил в ГДР, там в школах была обязательная ежедневная физкультура, бассейн, легкая атлетика. Что это давало тогда, и сейчас демонстрируют не только медали немецких атлетов, но и уровень здоровья немцев. Журнал Forbes утверждает, что Германия – страна с наиболее высоким коэффициентом уровня здоровья.
![Занятия по физкультуре в школах Занятия по физкультуре в школах](http://www.sb.by/images/new_folder/blog2.jpg)
- Вы за то, чтобы сами дети в конечном итоге решили, чем и как им заниматься?
- А почему бы и нет. Вероятно, эта демократизация даст результат в общей физической активности. Здесь, конечно, особенно важна роль учителя физкультуры как педагога. Только он сможет не просто заставить заниматься спортом, а найти ответы на вопросы: почему маленькие дети очень активны, а подростки все более избегают физической активности? что происходит с природой человека, в чем причина такого физического нигилизма?
А что по этому поводу думают наши читатели?
Вот такое мнение и перспективы обрисовал мне Павел Непряхин. Он как профильный чиновник и человек очень энергичный и позитивный обрисовал весьма радужную перспективу. Потому у меня сразу несколько вопросов. Как вы думаете, действительно ли все можно реализовать и даст ли это реальный результат? Вероятно, вы видите или ощущаете проблему в ином. Как всегда, очень интересны подходы к физкультуре и спорту в школах США, Великобритании, стран Балтии и в России. Пишите. С нетерпением жду ваших мнений и комментариев.