Какие изменения предлагают внести в указ о ценах на лекарства и медтехнику

Нездоровые цены подлечат

Важная новость: нам предлагают обсудить изменения в указе о ценах на лекарства и медицинскую технику. На Национальном правовом интернет‑портале pravo.by и сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли открыто общественное обсуждение. Какие изменения предлагают внести и как это отразится на нас, покупателях?


При действующем порядке формирования цен при ввозе в нашу страну лекарств и медицинской техники, естественно, очень важна цена от поставщика. Ограничение же всякого рода оптовых и розничных надбавок — фактор, мало отражающийся на конечной сумме. Судите сами. По подсчетам, самая значительная часть итоговой цены здесь — цена поставщика или производителя — в среднем колеблется от 72 до 97 процентов от отпускной стоимости. На долю оптовых и торговых надбавок приходится от трети до 3 процентов от ценника в аптеках. Сегодня действует по 7 диапазонов этих предельных надбавок на лекарства и по 5 — на медицинскую технику и изделия медназначения. Вот и предлагается их количество уменьшить до 3 и 2 диапазонов соответственно.

По статистике, в среднем один белорус покупает лекарств почти на 98 долларов в год. При этом у нас зарегистрировано более 4 тысяч наименований препаратов
Сдержать же рост цен производителя, а следовательно, и саму итоговую стоимость хотят за счет установления предельной планки для наиболее важных и востребованных лекарств и товаров с ограниченным предложением на рынке. Такой социально значимый перечень основных лекарственных средств давно подготовлен Минздравом. Кроме того, опробовать его в действии уже успели на 37 наименованиях онкологических и сердечно‑сосудистых препаратов. Практика показала, что почти по всем позициям производители и поставщики были готовы сдержать свои цены. К слову, около 48 процентов зарегистрированных у нас лекарств попадает в этот перечень. Введение же предельной для производителя цены поможет держать ее на определенном уровне, а благодаря анализу цен на поставки в сопредельные страны или стоимости предыдущих поставок ценник не будет необоснованно расти. Кроме того, предлагается обязать участников рынка подтверждать и отпускные цены на товары из этого перечня соответствующими экономическими расчетами.

С медицинскими изделиями и техникой ситуация сложнее. Компании‑нерезиденты легко позволяют себе завышать стоимость товара в обход действующего ценообразования на нашем рынке. Пока изделие попадет к нам, оно обрастает целой цепочкой посредников, каждый из которых потребует свою долю, увеличивая конечную стоимость иногда даже в разы от заявленной цены производителя. Четко видна и понятна ситуация, когда выделенные на усовершенствование системы здравоохранения средства искусственно вымываются за пределы страны — уплатой поставщиками налогов в бюджет других государств. И задача нового проекта — заставить играть по правилам нашего рынка.

Что же будет с остальной частью лекарств, не из основного перечня? По планам тут должен включиться рынок: именно широкая конкуренция среди представителей этого бизнеса не позволит заломить цены на не включенные в перечень наименования. Однако так ли будет на практике, когда половина всех лекарств фактически попадет под свободное ценообразование? Сказать сложно. Нужно думать.

Обсуждение нового проекта указа продлится до 20 января.

savitskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter