Кто пытается поджечь Центральную Азию: почему начинаются беспорядки в государствах региона

Незажженные

Если несколько спичек воткнуть в землю одну за другой, а потом зажечь крайнюю, все они по очереди начнут загораться. Если же хоть одна из спичек не загорится, то именно на ней все и закончится. Примерно по такому принципу и пытались зажечь целую череду государственных переворотов на постсоветском пространстве. По задумке, каждая вспыхнувшая страна должна была поджигать еще одну, а потом тихо догорать.

Сначала зажгли Украину, вспыхнула она очень ярко и вот сейчас как раз догорает. От нее, как рассчитывали, должна была загореться Беларусь, но нам в 2020 году огонь мятежа удалось потушить. И вот после этого с госпереворотами в регионе как-то не заладилось. Таджикистан и Казахстан так и не загорелись, хотя в последнем случае пришлось помогать силами ОДКБ. Теперь попытались поджечь Узбекистан, но и там у мятежников что-то пошло не так. Впрочем, о попытке устроить майдан в Узбекистане поговорим чуть подробнее.

Предпосылки

Итак, мизансцена. Есть Республика Каракалпакстан, входящая в состав Узбекистана, занимающая около 40 процентов его площади и имеющая относительную самостоятельность. Недавно на общественное обсуждение был вынесен проект новой редакции Конституции Узбекистана, всего в Конституцию предлагается внести более 200 поправок. Часть из них касаются Каракалпакстана и его суверенитета. Там говорится, что Каракалпакстан имеет право объявить референдум и по его результатам выйти из состава Узбекистана. Вот эти статьи и предлагалось изменить, написав, что Каракалпакстан — часть Узбекистана, «одна страна — один народ».

Предлагаемые изменения не понравились части населения Каракалпакстана, после чего и начались протесты, которые переросли в полноценную попытку государственного переворота. По крайней мере, такую версию транслируют западные СМИ: борьба за свободу, права человека и вот это вот все. На самом же деле все обстоит несколько иначе.

Предложенные изменения, к слову, убранные из проекта Президентом Узбекистана после того, как народ выразил свое к ним отношение, были всего лишь поводом, но никак не причиной. 


События, произошедшие в Узбекистане, являются прямым продолжением случившегося этой зимой в Казахстане. Просто после казахской неудачи деятели, задействованные в подготовке госпереворота, не стали дожидаться ареста и массово перебрались к соседям, где с благословения кураторов и продолжили подрывную деятельность, только уже в отношении другой страны.
Полгода на раскачку, учитывая, что радикальные круги общества уже были разогреты событиями в Казахстане, им более чем хватило. А дальше происходит самое интересное.

В конце мая Узбекистан посетила делегация из США, в которую вошли помощник госсекретаря США Дональд Лу и заместитель помощника администратора Азиатского бюро Агентства США по международному развитию (USAID) Анджали Каур. Да-да, тот самый USAID, вам не показалось. Мы его из Беларуси еле вытравили, да и то еще иногда проскакивает на старых рекламных щитах, ну так они в Узбекистан полезли шалить. Все как водится, чинно-благородно: семинар провели, о правах женщин поговорили, так сказать, активы проверили, в кулуарах пошушукались и улетели…

На самом же деле приехавшая делегация практически поставила ультиматум властям Узбекистана: или убираете из уголовного кодекса статьи о мужеложстве и педофилии, начинаете среди населения пропаганду ЛГБТ, или будет нехорошо. Естественно, суверенное государство подобные требования отклонило.

Тогда приехала делегация ООН по экологии. Как раз таки она посетила Каракалпакстан, где встретились с Даулетбеком Таджимурадовым, самоназванным «лидером» каракалпаков, который имеет паспорт РФ, сторонник ЛГБТ, частый посетитель посольств США и Британии, представляется «президентом Каракалпакстана» — в общем, эдакий гиперлиберальный гибрид Тихановской и Навального. Ну и о чем-то с ним втихую договорились. Говорят, еще и денег дали, за диваном пока никто не проверял, но грантовые программы там работают очень живо и вполне официально.
Получается, что в Узбекистане полгода работала подготовленная агентура, различные НКО и действующие в стране иностранные СМИ эту агентуру поддерживали, транслируя материалы о праве Каракалпакии на самоопределение. Через местные телеграм-каналы распространялись тезисы об «уникальности каракалпаков» или, если угодно, их «невероятности».
Это все очень негативно сказывалось на и так разогретой ситуации. А потом, как только нашелся подходящий повод, им просто дали отмашку начинать переворот. Начались массовые беспорядки.

Беспорядки

И конечно, беспорядки, якобы стихийные, имели совершенно четкие признаки искусственных. Помните, как у нас в 2020 году отлавливали координаторов протестов, выдергивали их из толпы и задерживали? А как зимой в Казахстане выявляли все тех же координаторов, отличительной чертой которых были красные куртки? 
В общем, ничего не поменялось, разве что из-за летней погоды вместо курток в Узбекистане были красные майки. В толпе присутствовали совершенно очевидные кураторы, помогавшие раскачать беспорядки и не дававшие людям успокоиться.
В принципе, у них получилось. Только вот уроки Беларуси и Казахстана узбекским руководством усвоены, да и речь Александра ­Лукашенко о том, что следующей страной, где может повториться казахстанская ситуация, станет Узбекистан, на последнем саммите ОДКБ, очевидно, произнесена не зря. В общем, давить беспорядки начали сразу и в зародыше. Впрочем, и мятежники уроки усвоили, не было никаких маршей, никаких женщин в белом, сразу начались столкновения. 

И вот тут есть несколько очень любопытных моментов. Как известно, в ходе беспорядков применялось огнестрельное оружие, были жертвы. Неравнодушные люди даже пособирали немного гильз калибра 7,62, подходящих к небезызвестному автомату Калашникова, и сразу обвинили власти в излишней жестокости и необоснованном применении оружия против протестующих. 

Только вот подготовившие этот вброс забыли о том, что в Каракалпакстане полно охотников и среди них очень популярны карабины СКС, к которым как раз подходят вышеназванные патроны. И представленные боеприпасы были снаряжены именно этими пулями… 
Были ли там вооруженные силовики? Безусловно. Вот только усмиряли они не менее вооруженную толпу, и упрекнуть их в неправомерном использовании оружия, на мой взгляд, попросту невозможно.
Есть кадры, как протестующие захватили БТР, вытащили оттуда экипаж и избивали прямо возле захваченной машины. Чем там закончилось, неизвестно, но как минимум четверо военных погибли. Одного военнослужащего мятежники захватили в плен, посадили на гранату и взорвали. Протестующие использовали светошумовые гранаты, изъятые у взятых в плен силовиков, привязывали эти гранаты к телам жертв и взрывали. Именно по этой причине после подавления беспорядков обнаружены тела с настолько ужасными ранениями, некоторые даже разорваны на части... Все задокументировано, опубликовать подобные материалы в газете нельзя по очевидным причинам, но компетентные органы с вопросом разберутся. И вот после этого нам будут рассказывать о светлолицых людях, борющихся за свободу и демократию?! 

Координировались беспорядки традиционно с помощью телеграм-каналов, и как-то так вышло, что у чистокровных каракалпакстанцев, искренне возмущенных действиями властей и по душевному порыву создавших протестные каналы, телефоны были… украинскими. Казалось бы, ну при чем тут Украина? Им там, видимо, своих забот не хватает или так по майданам соскучились, что хоть чужим порулить хотели.
Кроме украинских, еще использовались казахские каналы, все фото и видео со «зверствами карателей» сначала появлялись именно там, а потом их распространяли остальные каналы и СМИ. К слову, о методичках. Силовиков в этих каналах называли «карателями», но ведь в массовом сознании жителей Средней Азии это слово имеет совершенно другую эмоциональную окраску, тут, конечно, организаторы недоработали или просто спецификой не владеют, а методичка старая использовалась.

Последствия

Массовые беспорядки, несмотря на весь напор и жестокость, были подавлены очень оперативно. Вернее, подавлена активная фаза. Работы спецслужбам там еще предстоит очень много. Все, что мы последние два года у нас наблюдали, Узбекистану еще предстоит. Надо выявить организаторов и участников, проследить связи, определить источники финансирования, задержать виновных. Прямо сейчас по всем известным фактам возбуждаются уголовные дела, проводятся обыски, причастные задерживаются. Скоро на Западе начнет подниматься вой про политзаключенных и права человека: переворот не удался, так хоть накричатся вволю. 

Некоторые организаторы уже задержаны, у них изъяты бухгалтерские записи о расчетах с теми самыми координаторами в красных майках, там четко указано, кому сколько заплатили за всю эту деятельность. Что характерно, почти все координаторы — казахи, местных практически нет. Это те самые, которые зимой сбежали из Казахстана, не дожидаясь ареста. Да и Даулетбек Таджимурадов уже задержан, не успел бедолага выехать в какую-нибудь сочувствующую страну. Вероятно, ему придется ответить на множество очень неприятных вопросов. 

Очередная страна не вспыхнула, не стала продолжением череды майданов. Но это означает только то, что скоро попробуют поджечь другую страну в надежде, что от нее загорятся соседние. Никто нас в покое не оставит, и попытки дестабилизировать государства по периметру России, равно как и саму Россию, будут продолжаться. И уроки из неудач противник извлекает, удары становятся все более резкими и жестокими. 

Теперь в ход сразу идут максимально радикальные действия и звериная жестокость. Расслабляться нельзя, надо готовиться, надо быть готовыми прийти на помощь соседям в случае чего. Надо наращивать взаимодействие по противодействию экстремизму с дружественными странами, чтобы у любителей майданов земля горела под ногами во всех государствах и нельзя было просто переехать из одной страны в другую и продолжить там свою подрывную деятельность. 
Надо налаживать межгосударственный финансовый мониторинг на предмет выявления финансирования антигосударственной деятельности. Делиться информацией о деятельности НКО. В общем, строить совместную систему пожаротушения. А в том, что поджечь снова попытаются, сомнений вообще никаких нет. 

Как итог массовых беспорядков:

♦ 243 пострадавших, среди них 38 сотрудников правоохранительных органов. 

♦ Погибли 18 граждан, среди них четыре сотрудника правоохранительных органов. И естественно, кому-то за все это придется ответить. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter