В интересах ЕС достижение справедливого мира на Балканах. Но США против

Незаживающая рана Балкан

В мягком подбрюшье Европы, выступающем пороховой бочкой континента, снова горячо. Сепаратистские власти Косово в очередной раз провоцируют вооруженные столкновения. Белград вынужден реагировать. И все это в совокупности грозит острым международным кризисом.

Баррикады в Косовско-Митровице.

Формально причина нового витка конфликта проста. Косовские правители считают себя полностью независимыми от Сербии, а потому правомочными вводить любые правила на всей территории края. В то же время на севере Косово образовалось несколько муниципалитетов с сербским большинством. Там живут люди не робкого десятка, поскольку албанцы за много лет приложили колоссальные усилия, дабы вытеснить представителей всех прочих национальностей. Все это производилось при полном попустительстве KFOR, то есть натовских «миротворцев». А вот с сербами Ибарского Колашина (такое название получило это сербское образование) ничего не вышло. Стычки там возникают регулярно, и все же до недавнего времени ситуация оставалась, как говорится, хоть и напряженной, но стабильной. Великие державы, в частности Россия и США, обсуждали возможный план раздела Косово. Он предполагал признание Белградом независимого статуса края при условии возвращения Ибарского Колашина в состав Сербии. Правда, этот план ни к чему не привел.

Обстановка резко обострилась с марта 2021 года, когда сепаратистское правительство возглавил Альбин Курти. Он взял курс на эскалацию. При отсутствии сколько-нибудь значимых результатов в экономике ставка на шовинистические настроения косоваров оправдала себя. Повод быстро нашелся. Как раз в этом году заканчивался срок действия документов на автомобили. Приштина потребовала оформлять их в соответствии со своими правилами. Естественно, сербы с севера Косово и Метохии отказались это делать. В ответ туда направили косовский спецназ. Сербия привела свои во­оруженные силы в состояние повышенной готовности. Но 1 августа удалось договориться об отсрочке непризнания сербских документов на территории края до 1 сентября. Буквально накануне истечения этого срока стороны согласились по факту признавать документы, выданные друг другом. И все же это не касалось автомобильных номеров.
Соглашение было достигнуто под давлением США и ЕС. Однако Запад продолжает вести нечестную игру. Он толкает Сербию к признанию независимости Косово, сделав это условием европейской интеграции.
Давление еще более усилилось после начала СВО. Президент Сербии Александр Вучич отказался открыто осуждать Россию и присоединяться к западным санкциям. При этом он поддержал территориальную целостность Украины и заявил о готовности оказывать гуманитарную помощь Киеву, но не более того. Сербия считает Россию и Украину братскими государствами и воспринимает нынешние боевые действия как огромную трагедию. Запад такая позиция не устраивает. Давление приобрело характер открытых угроз и шантажа. Американцы включили Косово в программу своей военной помощи странам Центральной и Восточной Европы. Косовских сепаратистов подстрекают к наглым и провокационным действиям.

Чувствуя такую поддержку, в Приштине решили, что уж с 1 января они точно должны взять всю территорию края под свой контроль. На север опять был введен спецназ — ROSU. В ответ местные сербы стали сооружать баррикады. В KFOR заявили, что будут разбирать эти сооружения.

11 декабря в Белграде прошло экстренное заседание Совета национальной безопасности Сербии. В своем выступлении по его итогам президент Вучич не скрывал раздражения позицией Запада: «Я был шокирован заявлениями отдельных европейских чиновников, которые говорили «баррикады — это ужасно». Во-первых, баррикады строились не по приказу из Белграда. Не смейте нападать на Сербию. Когда что-то происходит на севере Косово, они говорят: «Виновата Сербия». А когда что-то сделают албанцы на севере, то говорят: «Какое это имеет отношение к Сербии, это происходит в Косово, в другом государстве». Как им больше подходит. Когда им нужно найти виновника, чтобы это ни в коем случае не были албанцы, — это не всегда должно быть другое государство, но когда нужно окончательно объясниться — это всегда будет государство Косово».

Было принято решение усилить военную группировку у административной границы с Косово и Метохией. Кроме того, в соответствии с резолюцией Совбеза ООН 1244 от 10 июня 1999 года, Сербия отправила в KFOR запрос на ввод в край 1000 своих полицейских для защиты местного населения. Ситуация продолжает обостряться.

Очевидно, что симпатии белорусов находятся на стороне Сербии. И дело не только в братских чувствах к православному славянскому народу, который много лет подвергается несправедливым гонениям и притеснениям. Позиция Сербии опирается на международное право.
Неукоснительное исполнение решений, принятых ООН, соблюдение достигнутых договоренностей привело бы если не к полному разрешению конфликта, то хотя бы к его деэскалации. Но это невыгодно американцам, которые хотят поставить под свой безусловный контроль все Балканы.
В интересах ЕС достижение справедливого мира в регионе, но европейские политики полностью утратили самостоятельность и покорно выполняют любые указания из Вашингтона. Сербский народ оказался заложником всей это гнусной и нечестной игры. Для него настал переломный момент в истории. От мужества, стойкости и мудрости как руководителей государства, так и всех граждан будет зависеть разрешение нового кризиса на Балканах. К сожалению, не последнего.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter