Независимость и информационный суверенитет. Перспективы развития белорусского медиапространства обсуждены на встрече Президента с руководителями ведущих госСМИ

Информационный суверенитет, проекты создания новостного телеканала и национальной системы измерений аудитории СМИ, аналитика в печатных изданиях и быстрые новости на интернет‑ресурсах, противодействие дезинформационным вбросам и донесение до широкой публики объективной информации. Повестка совещания Президента с руководителями ведущих государственных СМИ была разносторонней и насыщенной. Поэтому и разговор занял более трех часов. Александр ­Лукашенко подчеркнул его актуальность:

— Противостояние, геополитическая нестабильность в разных частях мира, в том числе в нашем регионе, — все это в повестке сегодняшнего дня. Важнейшей составляющей частью независимости любого государства является информационный суверенитет. Это право проводить собственную информационную политику в своем государстве, формировать национальную информационную инфраструктуру, обеспечивать информационную безопасность… Это право мы как суверенное и независимое государство должны отстоять во что бы то ни стало, в том числе на информационном поле. Казалось бы, что нам еще тут бороться и воевать на этом поле. Но, увы, приходится.


Запрос аудитории на правду

Такой глубокий разговор планировался давно. Около двух лет назад решением Президента к руководству ведущих государственных СМИ Беларуси пришли новые люди. Необходимость анализа исполнения данных при этом поручений, уточнение задач текущего момента видятся логичными. Глава государства напомнил, что именно для противодействия новым рискам, вызовам и угрозам чуть менее года назад разработана и принята Концепция информационной безопасности Беларуси:

— Не знаю, насколько она эффективна. Вам виднее. Но это первый серьезный шаг к выработке стратегии нашей информационной безопасности. Возможно, как живое творческое тело, надо совершенствовать эту концепцию, — сказал Президент участникам совещания.

По его мнению, белорусское медиаполе столкнется с нарастанием угроз в ближайшем будущем. Как образно заметил Александр Лукашенко, сегодня пресса — это не только средство донесения информации. Это полноценное оружие, причем массового поражения. Опасности названы четко:

— Подтасованные факты, фейки, дипфейки, так называемая постправда, когда аудиторией умело манипулируют, намеренно уводя от действительно важных проблем, — эта и другая информационная отрава сродни химическому оружию. То ли еще будет. 

Нас ожидают еще более сложные вещи, которые просто будет трудно опровергать. По крайней мере, в коротком промежутке времени. Эта неправда, ложь выкашивает целые слои восприимчивого населения, делая их беззащитными перед своим разрушительным воздействием. Поэтому информационное противоборство сейчас играет особую роль. 


На перекрестке инфопотоков

Особое внимание Президент обратил на то, что конкуренция на информационном поле сегодня жесточайшая. Наша страна пронизана медийными потоками со всех сторон. Увы, далеко не всегда дружественными:

— Многие из них откровенно деструктивны. Беларусь находится в самом сложном в этом плане отношении. И не надо нас, допустим, сравнивать с государствами такими вроде бы, как мы: Швейцарией, Австрией и так далее. Абсолютно нельзя, потому что эти государства существуют в составе мощного, огромного Европейского союза. И они всегда опираются на своих союзников, и, по крайней мере, в спину им не стреляют. Мы же находимся в таком положении, что нам и от союзников достается, и от соперников или врагов, как мы их называли. И в этом плане Беларусь простреливается со всех сторон. Да и в крупных зарубежных СМИ в отношении нашей страны часто появляются инсинуации, а порой и вовсе заведомая ложь и клевета.

Здесь Александр Лукашенко привел конкретный пример. Некоторое время назад он поручил своему пресс-секретарю подготовить подборку последних публикаций в российских СМИ. Крупных, помельче, в популярных сегодня телеграм-каналах. Президент обратил внимание:

— За которыми стоят конкретные люди, которые во власти. Потому что, когда я веду разговор (не только мы о нефти, газе говорим, атомной станции, деньгах), я постоянно говорю по вопросам СМИ. Это сегодня очень важно для нашего общества, в том числе и для российского. Мы тут свое общество защитим. Но мы же сегодня торгуем с Российской Федерацией. И что значат информационные вбросы по поводу, допустим, какого-то некачественного товара из Беларуси, особенно продуктов питания. Людей это настораживает.

Александр Лукашенко рассказал, что эту тонкую тему он обсуждал со своим российским коллегой Владимиром Путиным:

— Он говорит: ты знаешь, страна большая… Вот и в последний раз с Медведевым, Путиным втроем мы встречались, затронули эти темы. Говорит: это не мы. Говорю: как это «не мы», если за этим каналом стоит вот такой и такой человек? И называю фамилии известные, которые люто ненавидят или же за деньги что-то начинают в наш адрес искажать.

Объективность — лучшее преимущество

Это, так сказать, внешний фактор. Что касается национального информационного продукта, то Глава государства ориентирует государственные СМИ на честный и объективный разговор с аудиторией:

— В этих непростых условиях чрезвычайно важно взять и удержать внимание. Но при этом не утратить доверия зрителей, читателей и слушателей. Необходимо честно и объективно говорить с людьми на понятном языке, доносить им нашу позицию. У нас этого немножко не хватает.

Тем не менее Александр Лукашенко обратил внимание на то, что наши СМИ в основном занимают честную позицию. Они не манипулируют информацией и не скатываются до фейкового вещания — правдиво показывают информационную картину дня. Но о повышении качества подачи материала надо еще крепко думать. Тем более даже при бурном развитии интернет-вещания традиционные СМИ, убежден Президент, востребованности не теряют:

— Я лично очень внимательно слежу за вашими продуктами, особенно телевизионными. И досужие рассуждения, что интернет все забьет, телевизор не нужен будет, — неправда. Как минимум 55 — 60 процентов населения стабильно будет пользоваться телевизором… Пусть это будет на данном этапе как дополнение к традиционным СМИ. Может, они (интернет-СМИ. — Прим. ред.) уже где-то вровень вышли, чуть-чуть вперед по каким-то направлениям. Но традиционные СМИ будут всегда.

Очевидно, что есть объективные статистические показатели работы СМИ. Тиражи, численность аудитории телепередач, количество посещений и просмотров интернет-страниц. Однако Президент замечает, что СМИ порой ошибочно гонятся за числом. Он обратил внимание, что в любом обществе есть лидеры мнений. И это люди, которые формируют информационную повестку, и они трудятся в большинстве своем в традиционных средствах массовой информации.

фото алексея вязмитинова.

Поле для совершенствования

В словах Президента прозвучала и критика. По его мнению, в эфире государственных СМИ порой не хватает остроты и оперативности. А еще им надо решительнее уходить от зарубежных платформ. Далеко не все, что в них есть, хорошего качества. Отсюда рекомендация:

— Нужно больше своей телепродукции. Когда мне говорят, что Марков (руководитель ОНТ Марат Марков. — Прим. ред.) сидит на платформе ОРТ, я этого просто не понимаю. Наше пространство, наше телевидение, наш телевизор, наш канал ОНТ (и неплохой) — пора уже решить главную проблему: это наше. А если кто-то хочет сюда прийти — пожалуйста, как мы туда. Платите деньги, спросите разрешения, дайте свой товар, продукт, мы посмотрим — может быть. Это ваша первейшая обязанность. 

Печатным же СМИ, чтобы удержаться на плаву в современном цифровом мире, необходимо активнее заниматься аналитикой:

— Конечно, мы всегда были и будем объективны. Но наши новости, наша честная позиция должны быть донесены до каждого и услышаны всеми. Нам вообще-то стыдиться нечего (а у нас иногда это бывает): мы работаем на свою страну и свой народ. Слава богу, мы уже отошли от того, что было в середине 1990-х после распада Советского Союза: тогда все журналисты были «наши» и «не наши». Если ты сказал правду с позиции власти, все, ты враг, ты не наш. Этого уже нет. Вы уже на равных с ними конкурируете. Уже камни в вас так не бросят. Если вы там где-то что-то о Президенте сказали, вам никто никогда честно, объективно в глаз не ткнет и не скажет, что ворюга какой-то или человек, занимающийся пропагандой ради того, чтобы только удержать власть и обеспечить себя и свое ближайшее окружение. Но это не значит, что надо перебирать, похваливая Президента. Надо все делать по-деловому. Мы должны делать это плечом к плечу, поддерживая, дополняя и усиливая друг друга. Не надо самоуспокаиваться и останавливаться в развитии. Время меняется стремительно.

Меткое замечание Главы государства: сегодня интернет уже не просто дышит в спину государственной прессе. Он по некоторым позициям вырывается вперед. Телеграм-каналы, блоги, социальные сети по влиянию как минимум сравнялись с традиционными СМИ. К трансформации аудитории, изменениям ее предпочтений надлежит подходить особенно внимательно: 

— Молодежь в основном там. Мобильный телефон с выходом в интернет в распоряжении всех желающих — от ребенка до пожилого человека. И эти материалы им доступны в любое время суток. Нашим СМИ в интернете надо работать масштабнее, эффективнее.

Александр Лукашенко убежден — талантливый журналист может и должен быть лидером общественного мнения:

— Сегодня облик любого СМИ должна определять авторская журналистика. Нам необходимы новые лица, интересные персоналии, темы. Вы должны быть талантливы и убедительны в подаче информации.

Руководители СМИ внесли Президенту ряд предложений. Среди них, как уже сказано выше, создание новостного канала наподобие Euronews, строительство современного медиацентра, создание национального медиаизмерителя и ряд других. Глава государства очень внимательно отнесся к этим инициативам. Но отметил, что перспективу их реализации надо четко выстроить по приоритетам. Здесь актуален принцип модернизации любой сферы: лишних денег нет. А на вооружение репортерам Александр Лукашенко советует взять простой принцип: коротко и по существу. Жизнь ускоряется все больше, и СМИ должны соответствовать этому темпу.

Александр Карлюкевич, министр информации:


— Глава государства поручил создать в стране систему измерения телевизионной аудитории. Отечественный медиаизмеритель заработает до конца года, он будет решать задачи для всего рынка телевизионной рекламы и для всех телевизионных продуктов. А вот какая компания займется созданием этой системы, на совещании не обсуждалось. Президент поставил вопрос таким образом, что телевизионные каналы должны сами принять решение.

Иван Эйсмонт, председатель Белтелерадиокомпании:

— Я рассматривал бы этот проект создания нового новостного канала как проект всех государственных СМИ. Это будет, как мы пока видим, типичный новостной, информационно-аналитический телевизионный канал на базе Агентства теленовостей. Можно сравнить, наверное, с Euronews, может быть, с BBC, пусть это нескромно, пока мы еще не создали его. Как мы предполагаем, вещать он будет с 7.00 до 24.00 и работать в увязке с расширенной интернет-дирекцией Белтелерадиокомпании, которую вот-вот тоже ждут большие реформы. Все наши предложения были поддержаны. И вполне возможно, что в ближайшее время в нашей стране появится еще один информационный интернет-портал. Это будет симбиоз телевидения и интернета. В этом проекте могут участвовать все телеканалы и печатные СМИ. Это будет большая многочасовая площадка для всех: блогеров, аналитиков… Естественно, для новостных выпусков. Задача поставлена, и в этом году новый канал как минимум должен быть зарегистрирован.

Ирина Акулович, генеральный директор БЕЛТА:

— Мы не столько подводили итоги и отчитывались о своей работе, сколько говорили о перспективах развития. В том числе очень подробно я докладывала Президенту о перспективах развития БЕЛТА, работе в социальных сетях, мессенджерах, создании мультимедийных проектов. Глава государства высказался за такую идею, как конвергенция СМИ, когда мы начинаем работать вместе. И БЕЛТА готово активно поддержать это направление. Мы можем участвовать в создаваемом новостном канале. Потому что на сегодняшний день уже создаем проекты, где есть звук, видео. Будем думать о том, чтобы развивать видеонаправление и стать в том числе частью информканала. Есть возможность подумать о том, чтобы из нашего пресс-центра шли прямые трансляции на новостной информационный канал. То есть в целом мы готовы стать поставщиком не только новостей, но и контента. Конечно, на сегодняшний день у БЕЛТА в основном аудитория текста. Она и будет такой. Потому что основную нашу задачу — работать над тем, чтобы поставлять новости для СМИ, никто не отменял. Но развитие видеонаправления — это новая форма работы.

kryat@sb.by

konon@sb.by

deu@sb.by

Фото БЕЛТА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter