Незаслуженно не заслуженные

Хочу поговорить об артистах, об этой касте совершенно особенных людей, занятых лицедейством...

Хочу поговорить об артистах, об этой касте совершенно особенных людей, занятых лицедейством, об этих «сукиных детях» (цитирую выражение, вынесенное в название знаменитого фильма, снятого известным актером Леонидом Филатовым о своих коллегах).


То, что существовать долго и успешно в этой профессии без призвания и таланта невозможно, это аксиома. То, что сломать свою творческую судьбу в этой профессии можно «ни за что», — доподлинный факт: тому примером многие. То, что карьера зависит от удачи, стечения обстоятельств и от–но–ше–ний — не новость. Успех, на который рассчитывает каждый входящий в закулисье театра или проходящий на пробы в кино, капризен — известно. Но вот вкус успеха навсегда делает артистов галерниками своей профессии... Короче, всякого рода субъективизма в профессии предостаточно.


Но! Без всего этого артисты не могут! Странные люди! Парадокс?


Я долго живу в журналистской профессии. И много раз удивлялась: сколько в артистической, режиссерской среде недооцененных талантов. И главное, никак не могу вразумить, что нужно сделать артисту, например, для того, чтобы дослужиться до звания — заслуженный или народный.


Помню, на одном из юбилеев Купаловского театра в спектакле, выбранном для показа в знаменательный день, блистал в главной роли Виктор Манаев. И что? На официальной торжественной части юбилея минкультовский чиновник в очередной раз вручил актеру очередную грамоту. И тут в зале кто–то из зрителей не выдержал и под аплодисменты обрадованной публики выкрикнул наболевшее: «Народного давай!»


И... только через несколько лет уже признанное народом свершилось. Манаев стал народным артистом. Он — не исключение: публика актера считает народным, заслуженным, а значит, любимым, восхитительным... А звания нет.


Так получилось, что с промежутком в несколько лет я посмотрела в Театре–студии киноактера спектакль «Забыть Герострата». Главную роль играл Александр Кашперов. Тот первый, премьерный, спектакль и второй были совершенно разными. Артист так мастерски интерпретировал роль с учетом интересов общества в данный, конкретный момент. Он как бы варьировал характер своего героя, педалируя те стороны его характера, которые именно сегодня вызывают острую реакцию зрителя. Настоящее пособие для начинающего артиста — мастерство мэтра, его личный актерский запас приемов позволяли ему делать своего героя разным, еще более интересным, живым во времени.


Артист меня взволновал, и я решила посмотреть спектакли с его участием — их не один десяток. Роли — ведущие. Жанры — разные. Коротко о впечатлении: здорово! Цветы, аплодисменты на каждом спектакле. И новое для меня открытие — в свои 65 лет Кашперов даже не заслуженный.


Еще одна деталь о Кашперове. Иду смотреть водевиль с его участием — «Театр купца Епишкина». Мне звонят друзья и сообщают: «Кашперов загремел в больницу. Так что очевидно — замена». Ничего подобного! Артисты свои роли не отдают, пока ноги ходят. Сбежал на спектакль под подписку о возвращении в клинику через три часа. Актерская преданность театру давно стала легендарной.


Как сделать так, чтобы незаслуженно не заслуженные получали эту нашу еще и государством подтвержденную благодарность? Думаю, к ныне работающему механизму по награждению, у которого наблюдаются явные для публики сбои, стоит добавить четко и регулярно работающий общественный зрительский совет. Рекомендации специалистов — очень нужны, но вот здесь нет–нет и проявит себя кулуарность — эти злополучные «отношения»...


Если бы сейчас кто–нибудь спросил у меня: «Навскидку назови несколько имен из киношного и театрального мира, кому бы дала звание заслуженного?» Я бы, не раздумывая, назвала, кроме Кашперова, имя режиссера Александра Карпова, снявшего несколько художественных и полсотни документальных фильмов. Известного, кроме всего прочего, своими стильными режиссерскими работами в театре имени А.М.Горького. Обязательно — актера Александра Суцковера, плотно включенного в репертуар Русского театра и буквально на днях вновь блестяще заявившего о себе в премьере дюрренматтовской пьесы «Загадочный визит». Кстати, билетов на спектакль до конца сезона в продаже давно нет. Александра Полозкова из ТЮЗа, Галину Чернобаеву из Театра белорусской драматургии, Елену Сидорову из Купаловского театра и т.д. Не назвала актеров из областных театров — не имею возможности отслеживать их профессиональные успехи. Но убеждена: где есть сцена, там обязательно будут мастера.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter