Незаконно уволил? Возмести сполна ущерб!

Полтора года назад слесарь ПРУП «Гомельский вагоноремонтный завод имени М. Калинина» Е. Мухлядо был уволен...

Когда  вмешивается  прокурор… 

Полтора года назад слесарь по ремонту подвижного состава ПРУП «Гомельский вагоноремонтный завод имени М. Калинина» Е. Мухлядо был уволен. По соглашению сторон в соответствии со статьей 37 Трудового кодекса — гласила формулировка в приказе, подписанном директором предприятия И. Красновым. Тем не менее рабочий обратился в суд с исковым заявлением о восстановлении на работе. В нем утверждал, что  заявление на увольнение по соглашению сторон он не писал. 

Назначенная в этой связи судебно-почерковедческая экспертиза подтвердила: рукописный текст заявления от имени Мухлядо выполнен не им, а кем-то другим. Поэтому суд Советского района Гомеля признал увольнение Е. Мухлядо незаконным и восстановил его на прежней работе. С вагоноремонтного завода в пользу рабочего была  взыскана средняя заработная плата за время вынужденного прогула в размере 3 347 940 рублей. Кроме того, пришлось предприятию раскошеливаться и оплачивая расходы по производству экспертизы. 

Эксперты, кстати, установили, что рукописные записи, выполненные в заявлении об увольнении от имени слесаря Мухлядо, исполнены мастером участка А. Калюко. Приказом по предприятию он привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора и лишения премии за месяц. Кроме того, с Калюко частично удержали сумму причиненного заводу ущерба. 

Районная прокуратура сочла, что А. Калюко должен возместить предприятию ущерб, причиненный незаконным увольнением, в полном объеме. Прокурор района    М. Прус направил в суд Советского района Гомеля исковое заявление, в котором просил взыскать с Александра Калюко в пользу вагоноремонтного завода в возмещение ущерба без малого 4 миллиона рублей. Суд удовлетворил прокурорский иск  на сумму в два раза меньшую. 

Еще одна схожая ситуация. За однократное грубое нарушение трудовых обязанностей год назад уволили Михаила Китуна — директора филиала «Жлобинский льнозавод», который входит в ОАО «Гомельлен». Приказ о его увольнении подписал генеральный директор акционерного общества В. Плестаков. Михаил Иванович с ним не согласился и через суд добился восстановления на работе. С ОАО «Гомельлен» в его пользу взыскано 2,5 миллиона рублей за время вынужденного прогула плюс денежная компенсация морального вреда, расходы по оплате помощи представителя. 

В п.8.11 постановления Совета Министров от 15 мая 2007 года № 604 «О заключении контрактов с руководителями государственных организаций» предусмотрена полная материальная ответственность руководителя организации за реальный ущерб, причиненный им ее имуществу, в том числе в результате неправомочных действий либо бездействия. Руководствуясь этим требованием, прокурор Жлобинского района И. Купчин направил в суд исковое заявление. В нем он просил взыскать с Виталия Плестакова 3,4 миллиона рублей. Суд Центрального района г. Гомеля взыскал с генерального директора ОАО «Гомельлен»  2,873 миллиона рублей. 

Суд Ганцевичского района в конце минувшего года рассмотрел иск главного бухгалтера Республиканского производственно-торгового унитарного предприятия «Рыбхоз «Локтыши» Г. Савени. Она была уволена приказом директора предприятия И. Цыгана с той же , что и в предыдущем случае, формулировкой: по статье 47 пункт 1 Трудового кодекса  за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей. В ходе рассмотрения иска Савени о восстановлении на работе было доказано, что она грубого нарушения должностных обязанностей  не допустила, поэтому  была восстановлена в прежней должности, и в ее пользу в возмещение среднего заработка за вынужденный прогул, причиненного морального вреда и оплаты помощи  представителя было взыскано 1 791 420 рублей. Данное решение обжаловалось нанимателем, но определением судебной коллегии  по гражданским делам Брестского областного суда оставлено в силе. 

 По иску прокурора Ганцевичского района решением суда     в возмещение причиненного предприятию незаконным увольнением  ущерба с директора рыбхоза И. Цыгана взыскано 2 202 520 рублей. К названной выше сумме  прибавлены расходы по госпошлине за кассационную жалобу на решение суда и по командировке в Брест на заседание коллегии. И это решение суда Цыган обжаловал в кассационном порядке, но определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда состоявшееся решение оставлено без изменения и вступило в законную силу. 

Еще пример. Решением суда Кобринского района  уволенная за прогул без уважительных причин И. Довжук восстановлена на работе в качестве пекаря 4-го разряда филиала Республиканского унитарного производственного предприятия «Брестхлебпром» «Кобринский хлебозавод». Данное решение нанимателем не обжаловалось. По иску прокурора Кобринского района с директора данного предприятия  А. Хомука в возмещение ущерба, причиненного хлебозаводу незаконным увольнением, взыскано 1 472 470 рублей. Решение вступило в законную силу. 

Кто  и  почему  нарушает  Трудовой  кодекс 

Многочисленные примеры подтверждают: на  предприятиях, в учреждениях и организациях страны допускаются серьезные нарушения трудового законодательства при расторжении с работниками трудовых договоров (контрактов) по инициативе нанимателя, чем причиняется значительный имущественный ущерб. Так, в 2007 году в результате незаконных и необоснованных увольнений  судами Беларуси восстановлены на работе 250 человек. За время вынужденного прогула в пользу восстановленных на работе лиц взыскано 273,7 миллиона рублей. 

В течение последних двух лет незаконные увольнения имели место в системе практически всех  министерств и ведомств. Однако гражданско-правовые и иные меры материальной ответственности в связи с незаконным увольнением по отношению к нанимателям министерствами, ведомствами и подчиненными им предприятиями и организациями, как того требует законодательство, почти не используются. 

Наиболее неблагоприятное положение с возмещением ущерба сложилось на предприятиях, в учреждениях и организациях, входящих в систему Министерства сельского хозяйства и продовольствия, где в 2007—2008 годах по результатам проведенных проверок прокурорами заявлено 53 иска на общую сумму 69,6  млн. рублей. В интересах предприятий, учреждений и организаций Министерства жилищно-коммунального хозяйства прокурорами заявлено 8 исков на сумму 13,6 миллиона, Министерства промышленности —10 исков на  28,5 миллиона, Министерства транспорта и коммуникаций — 11 исков на  32 миллиона, Министерства образования — 11 исков на  11,7 миллиона рублей. 

В определенной степени это объясняется тем, считает Генеральный прокурор Беларуси Григорий Василевич, что снижен спрос и не установлена персональная ответственность руководителей различного уровня за допущение незаконных увольнений рабочих и служащих и  непринятие мер к возмещению причиненного ущерба. Он направил в Совет Министров соответствующую информацию и попросил обратить особое внимание министерств и ведомств на данную проблему, принять меры к предъявлению ими соответствующих исков для возмещения материального ущерба. 

Как  реально  исполняются  решения  судов 

— В соответствии с поручением Генерального прокурора, — отмечает начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Генпрокуратуры Николай Леонов, — мы проанализировали результаты реального исполнения решений судов об удовлетворении исков прокуроров в этом году  о возмещении ущерба государственным предприятиям, учреждениям, организациям, сельскохозяйственным производственным кооперативам, а также предприятиям, имеющим долю государственной собственности, должностными лицами, виновными в незаконном увольнении работников. Из предъявленного прокурорами в первой половине этого года 71 иска указанной категории на общую сумму 144,2 миллиона рублей судами с вынесением решений рассмотрен по существу 61 иск. Из них удовлетворено 47 на сумму 71,9 млн. рублей, отказано в удовлетворении 1 иска на сумму 0,4 миллиона. По 13 гражданским делам на сумму 20,4 млн. рублей производство прекращено в связи с добровольным возмещением ответчиками суммы причиненного ущерба. 

Согласно представленным прокурорами областей и г. Минска данным, с должностных лиц, виновных в незаконном увольнении работников по решениям судов реально взыскана сумма в размере 41,9 миллиона рублей. Таким образом, ущерб государственным предприятиям, учреждениям, организациям, сельскохозяйственным производственным кооперативам, а также предприятиям, имеющим долю государственной собственности, должностными лицами, виновными в незаконном увольнении работников, возмещается частично. 

Разница между суммой, на которую предъявлены иски, и взысканной суммой объясняется тем, что суды реализуют предоставленное им ст. 409 Трудового кодекса  право с учетом степени вины, конкретных обстоятельств и материального положения ответчика уменьшить размер ущерба, подлежащего возмещению. Вся сумма, взысканная по решениям судов, реально не возмещена в связи с тем, что часть исполнительных листов поступила по месту работы должников и удержания производятся из их заработной платы ежемесячно. Некоторые решения судов только вступили в законную силу. 

Требуются  законодательные  коррективы 

Кто сказал, что от хорошо зарекомендовавшей себя законодательной нормы со временем надо отказываться? Тем не менее, это зачастую в силу различных причин происходит. Приведем наглядный пример. 

Ранее существовала практика, когда в одном процессе суд принимал решение о восстановлении на работе, выплате незаконно уволенному работнику заработной платы за время вынужденного прогула и о привлечении к материальной ответственности виновного должностного лица. В принципе, к этому сейчас обязывает суды ст. 245 ТК. Однако в действующем Гражданском процессуальном кодексе Республики Беларусь нет нормы, аналогичной той, которая содержалась в ст. 97 ГПК 1964 года. Согласно указанной статье судья по делам о восстановлении на работе незаконно уволенных или переведенных работников  мог по своей инициативе привлечь к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика должностное лицо, по распоряжению которого было произведено увольнение или перевод. Установив, что работник был уволен или переведен с нарушением закона, судья в том же процессе возлагал на виновное должностное лицо обязанность возместить государственному предприятию, учреждению, организации, колхозу, иной кооперативной организации, их объединению, другой общественной организации ущерб, причиненный в связи с оплатой за время вынужденного прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы, в размере, предусмотренном законодательством о труде. 

В целях  оптимизации законодательства, процессуальной экономии, экономии времени и средств Генеральный прокурор Григорий Василевич предлагает рассмотреть вопрос о возможности внесения в Гражданский процессуальный кодекс дополнений, предусматривающих  обязанность суда привлекать к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика должностное лицо, по распоряжению которого было произведено увольнение, перевод, перемещение, изменение существенных условий труда, отстранение от работы. На должностных лиц в том же процессе целесообразно возложить обязанность возместить ущерб, если увольнение, перевод, перемещение, изменение существенных условий труда или отстранение от работы произведены с нарушением закона, а также при задержке исполнения решения суда о восстановлении работника на работе, прежнем рабочем месте, прежних существенных условий труда. 

Это позволит, считает Генеральная прокуратура,  оперативно, с меньшими процессуальными издержками, в одном процессе восстановить нарушенные трудовые права работника и обязать виновное должностное лицо возместить ущерб, причиненный организации в результате выплаты, произведенной за время вынужденного прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы. В таком случае отпадет необходимость в предъявлении отдельных исков министерствами, ведомствами. 

В Министерство юстиции заместителем Генерального прокурора А. Стуком нынешним летом уже направлено письмо с предложением дополнить Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь статьей 69-1. Она сформулирована так: 

«По гражданским делам о незаконном увольнении, переводе, перемещении, отстранении от работы, изменении существенных условий труда, а также в случае задержки исполнения решения суда о восстановлении работника на работе, прежнем рабочем месте, прежних существенных условий труда судья привлекает к участию в деле в качестве третьего лица на сторону ответчика должностное лицо, по распоряжению которого были произведены увольнение, перевод, перемещение, отстранение от работы, изменение существенных условий труда, а также задержка исполнения решения суда о восстановлении работника на работе, прежнем рабочем месте, прежних существенных условиях труда. Установив, что увольнение, перевод, перемещение, отстранение от работы, изменение существенных условий труда, а также задержка исполнения решения суда о восстановлении работника на работе, прежнем рабочем месте, прежних существенных условиях труда были произведены с нарушением закона, судья в том же процессе возлагает на виновное должностное лицо обязанность возместить предприятию, учреждению или организации ущерб, причиненный в связи с оплатой за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы».    

Думается, законодательная реализация этого предложения позволит избавиться от издержек, дающих о себе знать при рассмотрении дел данной категории. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter