Незаконно и неэффективно

КГК оценил реализацию Национальной программы развития туризма

Коллегия Комитета государственного контроля Беларуси рассмотрела в конце прошлого года результаты контрольно-аналитических мероприятий по оценке эффективности использования государственных средств, выделенных на реализацию Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2008—2010 гг.

Было отмечено, что государственными заказчиками национальной программы не обеспечено полное выполнение ее мероприятий, а также целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств. Большое число мероприятий исключено из программы как невыполненные и невозможные для реализации. Так, Брестский облисполком из 72 предусмотренных в подпрограмме «Развитие инфраструктуры туризма» мероприятий предложил исключить 21. Многие мероприятия нацпрограммы дублируются в других госпрограммах.

Из-за недостатка средств, констатировала коллегия КГК, многие важные туристические объекты либо не завершены, либо их строительство вообще не начато. Так, при растущем интересе к творчеству и личности Марка Шагала не завершена запланированная на 2008 год реставрация памятника архитектуры XVIII века – дома-музея живописца (Витебская область) с одновременной организацией пункта общепита. Нехватка денег повлияла на то, что в 2008 году в Могилевской области не были выполнены семь мероприятий нацпрограммы, в Гомельской – 11, в Минской – четыре. Гродненский облисполком недостаточно активен, развивая белорусскую часть Августовского канала, хотя и есть специальная Государственная программа на 2009—2011 годы.

Финансирование национальной программы и мероприятий по развитию туризма в областях и г. Минске в последние два года в предусмотренном объеме не осуществлялось. Как показала проверка Комитета госконтроля, даже те средства, которые выделялись на реализацию Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2008—2010 гг., зачастую расходовались нерационально. По оценке КГК, более 840 млн. руб. использовано крайне неэффективно. Состояние туристической отрасли требует модернизации. Существующая инфраструктура туризма характеризуется в основном устаревшей материальной базой и почти полным отсутствием необходимых объектов вблизи историко-культурных памятников, национальных парков, автодорог, водных систем.

Неудовлетворительное состояние придорожного сервиса во многом объясняется тем, что местные органы власти недостаточно работают с инвесторами. Более того, порой вместо оказания помощи инвесторам местные исполнительные и распорядительные органы чинят им препятствия.

Из общего числа существующих гостиниц только 7 % получили сертификаты на услуги, а остальные не могут предоставить необходимый сервис клиенту – не созданы элементарные условия ни для туриста, ни для делового человека.

Отдельного внимания заслуживает такой перспективный сегмент туристического рынка, как иностранный охотничий туризм, для развития которого также есть несколько серьезных преград. Во-первых, не решен вопрос оформления ввоза и вывоза иностранными гражданами охотничьего оружия и боеприпасов, а это сложная и долгая процедура. Во-вторых, препятствует раскрутке иностранного охоттуризма забюрократизированный и длительный процесс выдачи государственной ветеринарной службой трофейного листа и ветеринарного свидетельства для вывоза из Беларуси охотничьих трофеев.

Всего по результатам контрольно-аналитических мероприятий Комитетом госконтроля, как сообщает его пресс-служба, установлено незаконное получение и нецелевое использование государственными заказчиками национальной программы выделенных бюджетных средств в сумме 91,3 миллиона рублей, их неэффективное использование в размере 840 миллионов, нецелевое использование более 260 млн. руб. кредитных ресурсов. На шесть юридических и 40 должностных лиц наложены административные взыскания, в дисциплинарном порядке наказано 38 работников, в том числе двое освобождены от должности.

Кроме того, Департаментом финансовых расследований Комитета госконтроля возбуждено 8 уголовных дел (по фактам уклонения от уплаты налогов, незаконной предпринимательской деятельности и другим правонарушениям), 5 должностных лиц привлечены к административной ответственности. По результатам проверок в бюджет поступило 107 млн. руб. налогов.

Коллегия внесла ряд предложений по оптимизации использования и развития туристического потенциала Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter