К юбилею фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки" Александра Роу

Незабываемые «Вечера...»

Есть фильмы, которые не надоедают, которые можешь смотреть и смотреть, зная все до мельчайших подробностей. Такой непреходящей киноклассикой являются «Вечера на хуторе близ Диканьки». Тем самым первым «Вечерам...» вот–вот исполнится 55. Будучи созданным в 1961-м, этот фильм впервые был показан как раз на святки в 1962 году. Несмотря на то что время отдаляет нас все больше и больше, благодарные зрители разных поколений по–прежнему признаются: «Обожаем. И все тут». Только Александру Роу, знаменитому киносказочнику, удалось так соединить сказку, реальность, игровое кино и анимацию, что получилось то чудо, от которого не оторваться. Если непременным киноатрибутом Нового года является бессменная «Ирония...», то в рождественские дни такой киносоставляющей являются, конечно же, «Вечера на хуторе...».


И хоть фильм следовал гоголевской букве, режиссеру все равно удалось высказаться о том, что его более всего волновало: о любви и преданности, о предательстве и хитрости, о надежде и вере, о нечаянной радости и настоящем чуде, которое, как известно, обязательно случается. Только всему свое время. Поняла ли это прекрасная Оксана? Счастлив ли будет Вакула? Отойдут ли навсегда «чертовы» козни? Как и в случае с птицей–тройкой, нет ответа.


Невозможно забыть озорной голос невероятно привлекательной, хитрой и лукавой Солохи в исполнении Людмилы Хитяевой, которая лихо управляется со своими обожателями, загоняя их в мешки. Или, сидя на метле, снимает с неба звезды, как яблоки с веток; сдержанность и любовную преданность кузнеца Вакулы (Юрий Тавров, у которого эта роль оказалась единственной по–настоящему крупной); озорство и капризность прекрасной Оксаны (Людмила Мызникова, чья кинокарьера так и не состоялась, зато состоялась карьера руководителя христианского театра «Мистериум») и даже то, как она кокетливо и требовательно произносила это заветное для нее «черевички»; вероломство и простодушие черта. Ах, до чего же обаятелен в этой роли был Георгий Милляр, без которого позже невозможна будет ни одна сказка. Как невозможно смешнее и человечнее создать образ Бабы–яги, как это получилось только у Милляра. И вообще, это тот черт, который не вселяет мистический ужас, а вполне укрощаем и побеждаем человеческой силой, ловкостью, умом и добротой. Ведь он боялся Вакулы пуще всего на свете. Потому что Вакула был не только кузнецом, но и живописцем, который на стенах церкви запечатлел, как черта бьют и гонят чем попало. Вот и еще один смысл проявляется: сила искусства. А разве можно забыть, как смачно и со «знанием дела» поглощал бессчетное количество вареников со сметаной кум Панас (Анатолий Кубацкий, который позже будет заметен во всех других фильмах А.Роу). Есть, правда, и еще один «персонаж», без которого не было бы той дивной атмосферы, которой буквально дышит эта кинофантазия, — украинское село, где наверняка когда–то было место и гуляньям, и катаниям на санях, и народным традициям с песнями, танцами, гаданиями. Сама пестрая мозаика «Вечеров...» напоминает цветистые узоры украинских вышиванок, разноколор лент в девичьем венке. Украинское село как будто настоящее, хотя весь фильм снимали под Мурманском. Из больших кусков картона был выстроен весь хутор с хатками, из труб которых, несмотря на мороз, дым по понятным причинам не валил. Да и «украинских» парубков и колядующих девчат сыграли местные студенты–медики. Их просили беспрерывно двигаться и кататься, чтобы не замерзли, а когда надо было петь, то из машины запускали фонограмму, а им оставалось только рты открывать. Зато снег и метель точно были настоящие. И, как оказалось, не только это.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 3 (25138). Четверг, 5 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter