Незабываемое

Наш давний читатель (со стажем свыше сорока лет!) ветеран Великой Отечественной войны, почетный железнодорожник СССР Александр Адамович Цалко прислал в редакцию воспоминания о своей жизни...

Наш давний читатель (со стажем свыше сорока лет!) ветеран Великой Отечественной войны, почетный железнодорожник СССР Александр Адамович Цалко прислал в редакцию воспоминания о своей жизни. Можно только удивляться, как цепко держит память уже немолодого человека даже мельчайшие подробности событий, совершившихся много лет назад. Наверное, так происходит потому, что жизнь у Александра Адамовича выдалась насыщенной — в ней нашлось место и огромному самоотверженному труду, и жесточайшим испытаниям, и историческим катаклизмам, отразившимся на судьбах не только отдельных людей, но целых стран и континентов. Почти полвека Александр Адамович отдал работе на Белорусской железной дороге. Короче, когда есть о чем вспоминать, оно и вспоминается. К сожалению, мы не можем опубликовать весь достаточно объемный труд. Но небольшой фрагмент — о годах фашистской оккупации — вот он, на нашей странице «Память».


Начались годы жизни в оккупации в родной деревне Рудня Овручского района на Украине. Мы с отцом занимались земледелием, перебивались случайными работами. В нашем крае с 1942 года начали действовать партизанские отряды, рядом находилась железная дорога, Овручский железнодорожный узел. Партизаны организовывали диверсии на дороге, взрывали составы. Фашисты всю свою ненависть и злобу вымещали на мирных жителях. На моих глазах немцами были расстреляны родная тетя и ее сын за то, что пасли скот возле железной дороги, не имея пропусков. Я сам часто пас скот там, наблюдал за железнодорожными составами, воинскими эшелонами, затем все, что видел, рассказывал своему товарищу Феликсу Цалко, который входил в подпольную группу одного из партизанских отрядов (потом Феликса схватили полицаи, и он погиб). Феликс поручал мне задания: я шел в деревню Старый Мост Ельского района, и в условленном месте меня ждал связной (имени его я не знал), мы обменивались паролем, и он отдавал мне советскую прессу: газеты «Правда», «Комсомольская правда», журнал «Крокодил». Потом должен был отнести их бывшему главному бухгалтеру Бережестского леспромхоза Грицаненко, которого хорошо знал.


В 1943 году после одной из диверсий партизан возле нашей деревни нацисты схватили меня и других односельчан, которые случайно оказались рядом, стали бить, пытать, потом поставили перед строем автоматчиков, стреляли над нашими головами. Затем меня и еще одну женщину фашисты подвесили на старой груше, связав сзади руки веревками. От жуткой боли я много раз терял сознание. Так пытали нас несколько часов подряд. Когда меня сняли с дерева и родители привели домой, оказалось, что у меня парализованы руки. Полгода я жил, не имея возможности даже взять в руки ложку. Мать испробовала все доступные народные средства, чтобы вылечить меня. Все это время мы жили в сарае, потому что фашисты заняли наш дом.


17 ноября 1943 года Овручский район был освобожден от оккупантов соединением партизанских отрядов, в том числе и отрядом словацких партизан под командованием Яна Налепки, геройски погибшего в этом бою в районе вокзала станции Овруч.


Александр ЦАЛКО, Барановичи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter