Невыездная Мельпомена

ВРЯД ЛИ кто-то из вас, проезжая через станцию Богушевская, что на пути из Витебска в Оршу, догадывается: это и есть театральная столица здешних краев. Между тем Богушевск гордится своим народным театром, существовавшим еще в начале прошлого века (едва ли не с момента основания поселка) в виде скромного драматического коллектива. Юные школьники-следопыты установили имена 170 самодеятельных артистов, которые творили на богушевской сцене с 1946 года по сегодняшний день. Вышла отсюда и народная артистка БССР Зинаида Конопелько, десятки лет работавшая в Национальном академическом театре имени Якуба Коласа. Репертуар народного театра восстановлен не без помощи бывшего режиссера Александры Кузнецовой. Александра Васильевна живет и здравствует в поселке, где эту женщину знают и любят прежде всего как местного летописца. По профессии она библиотекарь, но долгое время руководила театром, унаследовав эту творческую миссию от своих деда и отца, возглавлявших некогда драмкружок. Сегодня ее выполняет витебчанин Юрий Ивановский.

Замечательную труппу из Богушевска с почти вековой историей знали бы тысячи зрителей, не будь маленького препятствия для гастролей — отсутствия собственного транспорта…

ВРЯД ЛИ кто-то из вас, проезжая через станцию Богушевская, что на пути из Витебска в Оршу, догадывается: это и есть театральная столица здешних краев. Между тем Богушевск гордится своим народным театром, существовавшим еще в начале прошлого века (едва ли не с момента основания поселка) в виде скромного драматического коллектива. Юные школьники-следопыты установили имена 170 самодеятельных артистов, которые творили на богушевской сцене с 1946 года по сегодняшний день. Вышла отсюда и народная артистка БССР Зинаида Конопелько, десятки лет работавшая в Национальном академическом театре имени Якуба Коласа. Репертуар народного театра восстановлен не без помощи бывшего режиссера Александры Кузнецовой. Александра Васильевна живет и здравствует в поселке, где эту женщину знают и любят прежде всего как местного летописца. По профессии она библиотекарь, но долгое время руководила театром, унаследовав эту творческую миссию от своих деда и отца, возглавлявших некогда драмкружок. Сегодня ее выполняет витебчанин Юрий Ивановский.

— В 1959 году, при основательнице театра Раисе Сорочкиной (матери Александры Кузнецовой), он был удостоен звания народный первым в Витебской области. И с тех пор постоянно его подтверждает. Играть в театре было очень престижно. Труппа насчитывала около 30 человек, — рассказывает художник-постановщик Константин Бондаренко. — Сегодняшний зритель любит игру яркой актрисы  Екатерины Руммо. Она была лауреатом областного конкурса в номинации «Лучшая женская роль», когда мы ставили спектакль «Трибунал» Андрея Макаенка. Хорошо играют преданные театру братья Улаховичи —  Валерий и Александр. Ни у кого из моих коллег по театру нет специального образования, кроме режиссера. Ими руководит исключительно любовь к Мельпомене. Я и сам начинал в 1991 году на этих подмостках рядовым участником труппы, не предполагая, что свяжу с нею судьбу. Однако несколько лет назад закончил училище искусств, так что вторая моя профессия — режиссер. А первая… ветеринарный врач. Искусство оказалось сильнее.

Думается, это закономерно, ведь с ранней юности Константин Иванович увлекался рисованием, с 20 лет был активным участником художественной самодеятельности. Неудивительно, что однажды рискнул в корне изменить судьбу. Нынче он в ответе за художественное оформление сцены, в определенной степени — за костюмы, а главное — по-прежнему играет в самых разных пьесах.

— В канун Дня театра у нас премьера — ставим чеховское «Предложение». Мне досталась роль Ивана Ломова, жениха-неудачника. Когда-то я читал со сцены монологи юмористов-современников. Зал падал от хохота. Я восторгался успехом, а теперь думаю: как все это было бездарно по сравнению с классикой! Уже работая в должности художественного руководителя, я проводил в школах лекции-концерты о творчестве писателей — Ивана Франко, Андерсена, Чехова и т. д. Так вот, Антона Павловича юный зритель воспринимал великолепно. Думаю, что и чеховская пьеса пройдет на ура.

В репертуаре театра большинство комедий — их лучше принимает зал, обновляется он раз-два в сезон. Заядлые поклонники народного театра ходят на одни и те же спектакли по три-четыре раза, приводя с собой друзей, родных, знакомых. Стесненные в средствах, артисты стараются выбирать пьесы, не требующие дорогостоящего реквизита, пышных декораций, большого количества действующих лиц. Малым составом проще выбраться на гастроли, которые выпадают нечасто из-за отсутствия собственного транспорта. Участники труппы считают эту проблему самой серьезной. Актеру зритель нужен как воздух, а приходится ограничивать себя рамками Богушевска. Не слишком охотно выделяют автобусы для местного театра хозяйственники, предпочитая приглашать на сельские праздники эстрадных артистов. Может быть, потому актеры вынуждены порою идти на хитрость: писать в афише «концерт», приглашая на очередной спектакль. Зрители расходятся с такого представления довольными, но зазвать их в зал было бы сложно без маленькой уловки. Билет-то недорогой, всего 1200 рублей, однако ценителей сценического искусства в глубинке становится меньше. Ощущается засилье попсы, дешевой электронной музыки. Труппа могла бы оказывать в пользу родного Дома культуры платных услуг на солидную сумму, если бы решить транспортный вопрос.

По словам заместителя председателя Сенненского райисполкома Зои Фоминой, районная власть о проблеме знает и пытается ее решить, однако финансы не позволяют сделать это, как говорится, здесь и сейчас. Зоя Степановна очень надеется, что автобус для Богушевского Дома культуры удастся все же приобрести в ближайшие годы. Но если это и случится, появятся еще две сопутствующие проблемы: отсутствие гаража и водителя. Трудно будет найти желающего работать на полставки в не самом высокооплачиваемом учреждении. Впрочем, это вопросы скорее хозяйственные, хотя и имеют к жизни театра самое непосредственное отношение, делая Мельпомену невыездной.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН»

НА СНИМКАХ: Александра КУЗНЕЦОВА — из богушевской режиссерской династии; Константин БОНДАРЕНКО не мыслит себя без театра.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости