К нам едет Бутусов

Невский эффект

Ударно завершил 2016 год Национальный академический драматический театр им. М.Горького: вернулся с больших гастролей по Уралу, которые оказались возможными благодаря проекту «Большие гастроли 2016 года». Благодаря этой программе в Минске состоялись гастроли Государственного академического Малого театра России, а теперь наш Русский побывал в Челябинске, Кургане и Магнитогорске, где на спектакли пришли 4 тысячи зрителей. В общем, мир, дружба, жвачка. Последние масштабные гастроли коллектива проходили десять лет назад, в 2006 году. Надо ли еще что–то к этому добавлять?


И вот уже худрук театра Сергей Ковальчик сеет в нас зерна робкой надежды и затевает «межпланетный шахматный турнир»: в 2017 году его театр примет по программе очередной федеральный театр из России. И когда у Сергея Михайловича спросили, кого бы он хотел видеть в Минске, тот, не задумываясь, выпалил: «Везите Юрия Бутусова и его потрясающий Санкт–Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета! Например, спектакль «Все мы прекрасные люди» по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне». А что? Слабо? За спрос не бьют. Что так растравило душу Сергея Ковальчика, понятно: именно спектакль театра Ленсовета «Город. Женитьба. Гоголь» закрывал нынешний театральный форум «ТЕАРТ». Также до этого в Минск приезжала постановка Юрия Бутусова «Добрый человек из Сезуана», осуществленная им в московском театре им. Пушкина.

В общем, к режиссерскому почерку Юрия Николаевича мы как–то притерлись и прикипели душой. Спектакли его сложны, ассоциативны, предельно музыкальны. От них трудно избавиться потом несколько дней: они проникают в тебя, прорастая снами, ассоциациями, мыслями. Чтобы как–то прозондировать почву, проанализировать, не оскорбляют ли остальные питерские спектакли Бутусова, например, чувств вегетарианцев или еще каких, мы и отправились с моим армейским другом Вератилой инкогнито под видом китайских туристов в Санкт–Петербург в театр им. Ленсовета. Вот ей–богу, как будто Огненный Петух нас клюнул в одно место. Бедолаги, мы не знали, на что подписывались.

Хотели пройти через Бутусова как сквозь облачко, но не тут–то было. С Петербургом, сведшим с ума не одну чистую душу, шутки плохи. Вот и мы основательно завязли в трясине смыслов и ассоциаций. Зимний город на Неве прочно схватил нас в свои лапищи. Спектакль «Макбет. Кино» шел пять часов с тремя антрактами. «Кабаре Брехт» — три, но от этого не легче. Режиссер Бутусов надвигается на зрителя, как грозовая туча, постепенно, но неумолимо. Сначала видишь вдалеке проблеск молнии, надеешься, что пронесет, но электрический режиссерский разряд попадает тебе прямо в лоб. Питерская молодежь от его спектаклей пищит от восторга. Сочные дамы с насупившимися спутниками, которым в общем–то все равно, как проводить выходной, спешно сбегают в антракте. Оставшаяся часть зрителей к финалу чувствует родство и единство и, вдохновленная режиссером, готова еще раз взять Зимний.

Фото  пресс-службы  театра  им. Ленсовета.


Вообще анализировать эволюцию того или иного театрального коллектива безумно интересно. Слава театра Ленсовета прочно связана с режиссером Игорем Владимировым, которого я впервые увидел в исподнем белье в роли номенклатурного писателя Василия Каретникова в фильме «Шапка» по повести Владимира Войновича. В фойе театра им. Ленсовета сегодня есть мемориальная доска с барельефом выдающегося режиссера. Здесь же работала его супруга, актриса Алиса Фрейндлих, с которой они в 1981 году развелись, и Фрейндлих перешла в БДТ. Тут свои лучшие годы провел актер Анатолий Равикович, много играл Михаил Боярский. В удивительном музее театра, который сам впечатляет анфиладой комнат и аристократическим простором, так как находится в бывшем особняке князя Василия Голицына, окончившего дни в сумасшедшем доме, ваше воображение готовы разбудить фотографии и афиши из богатейшей истории театра. Полученные «Золотые маски» Алисы Фрейндлих и Юрия Бутусова, как и положено, за стеклом, на видном месте.

Он разный и пестрый — этот живой и парадоксальный театр, как и его город. В один вечер на сцене театра на Владимирском проспекте идет вполне себе традиционная комедия «Смешанные чувства» с Михаилом Боярским и Ларисой Луппиан в главных ролях, а в другой — экспериментальный пятичасовой «Макбет. Кино», в котором кульминацией шекспировской драмы становится блестящий танец на композицию Майкла Джексона... Все смешалось в этом «театре–доме».

На неокрепшие мозги Вератилы поездка подействовала не лучшим образом: по возвращении он долго жаловался, что ему снится, будто бы от него сбежал нос и устроился в газету театральным критиком.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 1 (25136). Вторник, 3 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter