Премьерные показы Международного театрального проекта HomoCosmos проходят в Минске

Невроз и ныне там

“Так спектакли в наши дни назовут, что идти неловко”, — вертелось у меня в голове, когда я собрался на премьерный показ психологической драмы “Дора, или Сексуальные неврозы наших родителей” независимого Международного театрального проекта HomoCosmos. “Тут бы со своими неврозами разобраться”, — опять промелькнуло в голове. В итоге в зал я зашел по стеночке, пряча глаза и пытаясь остаться неузнанным. В буфете стал одного цвета с семгой второй свежести, скорчившейся на бутерброде. Но как назло весь вечер встречал своих знакомых, бывших коллег и родственников.

Фото представлено организаторами проекта

Известный белорусский кинорежиссер Виталий Дудин поставил пьесу швейцарского драматурга Лукаса Берфуса. Берфус поднимает сложные темы, концентрируясь на духовных проблемах наших современников, переживающих и кризис веры, и проблему самоидентификации. В его пьесе “Автобус” дело вообще кончается чуть ли не поножовщиной. Все не без налета социальной критики. Как-то мне довелось посмотреть в Киеве в театре имени Ивана Франко спектакль по другой его вещице — “Путешествие Алисы в Швейцарию”, где автор поднимает проблему эвтаназии. Ну, доложу я вам, это был фейерверк довольно противоречивых эмоций. Хотя настроился я поначалу на легкую загородную прогулку в Альпах. Тему эвтаназии драматург препарировал хладнокровно и подробно, как будто дело касалось не жизни человеческой, а ландшафтного дизайна. В тот момент, идя по Крещатику, вдруг пришла внутренняя радость оттого, что у большинства наших постсоветских авторов еще сохранился пиетет к человеку. В самых популярных пьесах последних лет — “Земля Эльзы” Ярославы Пулинович, “Человек из Подольска” Дмитрия Данилова, “Пьяные” Ивана Вырыпаева — все-таки сконцентрирован большой гуманистический посыл. Есть надежда. Да, иногда присутствует черный юмор, но и свет в конце тоннеля тоже. У Берфуса в “Путешествии Алисы в Швейцарию” нет. И если даже проводить какие-то параллели с Алисой из сказки Льюиса Кэрролла, то все они будут окрашены в безысходные тона. Алиса Берфуса падает в глубокий колодец безысходности, и очнуться от этого падения никак не получается.

Фото представлено организаторами проекта
“Дора...” — первое появление драматургии швейцарского автора в Минске. Режиссер спектакля Виталий Дудин — выпускник мастерской Никиты Михалкова на Высших режиссерских курсах. Дудин в высоком искусстве далеко не новичок. Одним из счастливых моментов своей жизни Виталий Андреевич называет тот, когда “Феллини, Скорсезе и Мастроянни остались в Венеции, чтобы посмотреть мой фильм “Под небом голубым”, а после его окончания повернулись ко мне и поаплодировали”.

Регулярно показывают по ТВ и его мелодраму о театральном закулисье “Последние гастроли” с участием Людмилы Гурченко, Нины Усатовой и других актрис. Его работа “На перепутье” о выпускнице торгового колледжа стала известной благодаря исторической фразе, которая стала крылатой: “А вдруг цены понизятся?..”

В 2001 году Дудин поставил в РТБД романтическую мелодраму “Адель”, ставшую хитом афиши театра. От дуэта Игоря Сигова и Вероники Буслаевой летели искры! Спектакль был в репертуаре более 15 лет, что уже говорит о многом. Думаю, поколение Виталия Дудина могло сделать гораздо больше и в кино, и в театре. Если бы да кабы. Теперь иных уж нет, а те далече...

В нынешней премьере, поставленной в Международном театральном проекте HomoCosmos, которым руководят Екатерина Солодуха и Дариуш Езерский, задействован пестрый актерский ансамбль: Евгений Ивкович и Александр Пашкевич из Молодежного театра, Светлана Кожемякина и Павел Павлють из Купаловского, Анна Маланкина из театра имени М. Горького и другие. Главная героиня спектакля Дора, как принято сейчас говорить, “особенная девушка”, находится под присмотром врача. Кажется, что и родители обеспокоены состоянием ее здоровья. Но в какой-то момент она неизбежно сталкивается с изнанкой жизни, и от этого столкновения в ней происходят глубокие внутренние перемены. Все происходящее она воспринимает чересчур непосредственно, что обусловлено ее болезнью...

Табуированных тем в искусстве остается все меньше. Мы готовы разбирать свои и чужие неврозы до первых петухов. Зритель от налета провокативности в подобных проектах в восторге и всячески готов, как было видно по аншлаговому залу на “Доре...”, помогать им материально. Значит, главная задача выполнена: невроз никому не грозит. Определенно, такой спектакль как “Дора...” при всех имеющихся шероховатостях — шаг в сторону от коммерциализации театра. Не все актеры точны в своих ролях, кто-то плавает по своей дорожке уж чересчур вольным стилем. И это не может не бросаться в глаза. “Дора...” — болезненная драма, рассматривающая всерьез не столько современную плоскость каких-то частных сексуальных неврозов, сколько неврозов всего современного общества. Проблема отцов и детей, отношение общества к особенным детям, человеческое одиночество — все это единый клубок тем, который попытались распутать режиссер Виталий Дудин и сборная актерская команда.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter