Невольный стиль

Как растить будущих чемпионов
Как растить будущих чемпионов

Кадровая проблема в последние годы стала характерной чертой белорусской борьбы. На международных турнирах если и побеждают, то представители еще той, старой, советской закалки. Но они постепенно сходят с ковра, обнаруживая после себя... пустоту. Назвать достойной сменой молодое поколение можно с большой натяжкой. Есть, конечно, привозные «варяги». Практика переманивания под свои знамена представителей других стран, чтобы с их помощью развивать тот или иной вид спорта, готовить молодежь, стара и применяется во многих странах. Но могут ли иностранцы стать панацеей, катализатором, способным стимулировать рождение наших чемпионов, или в скором времени отечественная школа борьбы и вовсе канет в Лету? Мы попытались разобраться в ситуации вместе с известными специалистами.

Валентин Мурзинков — главный тренер мужской сборной по вольной борьбе, оценивая предсезонную готовность своих подопечных, старался найти компромисс между критикой и оптимизмом. Удавалось это не всегда. По словам Валентина Николаевича, ребята достаточно успешно выступили в «домашнем» турнире на призы Александра Медведя и на чемпионате Европы, однако... «Если вспомнить турнир на призы Медведя, то самые значимые результаты показали наши лидеры — Гайдаров, Гузов и Карницкий. А молодежи, к сожалению, заявить о себе не удалось, Александр Гузов, Александр Карницкий и Мурад Гайдаров — достаточно возрастные спортсмены. Герман Контоев, которому к Олимпиаде в Пекине, к слову, уже будет 36 лет, до сих пор не определился со своей дальнейшей карьерой»... По словам наставника, шансы «засветиться» на международном уровне из нынешней молодежи есть лишь у «россиян» Сослана Гайциева и Юрия Кулаги, и даже они сегодня вряд ли могут бороться за награды крупных международных турниров. Из «чистых» же белорусов не видно никого...

«Не могу сказать, что отечественные УОР и РШВСМ сдали свои позиции, но они явно не улучшились, — разводит руками Мурзинков. — Последними белорусскими борцами высшего уровня были Сергей Смаль и Алексей Медведев, но такие спортсмены — товар штучный, их нужно искать и готовить целенаправленно. Остались ли у нас специалисты, способные воспитать элитных спортсменов? Я надеюсь на это».

Если в словах Валентина Николаевича некоторая доля оптимизма все же присутствует, то заслуженный тренер СССР Лазарь Шапиро, в свое время воспитавший немало призеров чемпионатов мира и Европы, а ныне оставшийся не у дел, в своих оценках был куда более категоричен. «Очень жаль, что в составе белорусской сборной нет белорусов: куда ни глянь — привезенные спортсмены с кавказскими фамилиями. Взять готового борца проще, а потому готовить своих мы не хотим», — уверен Лазарь Моисеевич. Без собственных талантов надеяться на ренессанс борьбы не стоит. «У нынешней сборной нет перспектив на Олимпиаде, — категоричен Шапиро. — Вот увидите: опять будем ждать, пока привезут готовых борцов из России, чтобы залатать дыры и выполнить медальный план. А тем временем от школ борьбы Григорьева, Рыбалко или Шапиро мало что осталось».

Говоря о настоящем и, судя по всему, не самом веселом будущем отечественной борьбы, мы просто не могли обойти вниманием трехкратного олимпийского чемпиона, а ныне председателя Белорусской федерации борьбы Александра Медведя. Затронутая тема вызвала целую бурю эмоций у обычно спокойного Александра Васильевича: «Я, признаться, думал, что наши молодые спортсмены способны на большее. Конечно, у соперников также составы не подарок, но даже на этом фоне белорусы должны были смотреться лучше! Хуже всего то, что я просто не вижу никого, кто мог бы ощутимо прибавить к следующей Олимпиаде!»

Выходит, опять придется искать таланты за границей? Александр Васильевич ничего зазорного в этом не видит: цель, как водится, превыше средств. Тем более что вариантов осталось негусто.

— И в хоккее, и в дзюдо, и в других видах спорта привозят спортсменов из–за границы, почему же все прицепились к вольной борьбе? — удивляется Медведь. — У нас и так один Гайдаров из лидеров остался: Контоев практически закончил выступления. Все, что в ее силах, федерация делает: наставники получают неплохую зарплату, на турниры ребята ездят, премии за победы платим очень приличные... Ну не хотят они их брать, и все тут.

— А может быть, дело в том, что чемпионов просто некому готовить? Эта мысль, кстати, уже неоднократно высказывалась, в том числе и заслуженными специалистами...

— Да причем здесь специалисты?! Если есть талант и ему созданы хорошие условия, то специалисты здесь уже не столь и важны. Девушек же толковых смогли подготовить! На них только и надежда теперь. А все эти «советчики» только критиковать и умеют. Мы работаем, ищем новых способных спортсменов и тренеров. Причем небезуспешно. Смаля вот приглашали тренировать, резерв постоянно просматриваем...

— Так все–таки ставку делаете на резерв или на «привоз»?

— Спорт вне политики и тем более без «пятого пункта». Важен результат. В этом моя задача. А я, кстати, вообще не делю людей по национальностям!

— Было бы где... Проект переоборудования бывшего кинотеатра «Вильнюс» в центр единоборств, похоже, завис?

— Пока видимого движения нет, хотя разговоров об этом ведется много. Недавно мы вместе с проектировщиком ездили в «Вильнюс», чтобы решить, что там можно изменить. Нет инвестора, который согласился бы вложить в это средства. Когда можно будет сказать о центре что–то более конкретно? Не знаю...


Дорогу осилит идущий

Схожая ситуация и у борцов греко–римского стиля. Правда, здесь олимпийские надежды связывают все же с «доморощенными» атлетами.

— Действительно, такая проблема есть в нашем спорте, однако я к такой практике отношусь резко отрицательно, — говорит главный тренер белорусской сборной Валерий Гайдук. — Почему? Своих надо выращивать! Понимаете, у нас невозможно поставить подготовку борцов мирового уровня на поток. Бывают спады. Именно в такие моменты и стоит, на мой взгляд, приглашать «варягов», чтобы, глядя на них, росла наша молодежь. Два года назад мы, например, пригласили из России Артюхина и больше, наверное, брать не будем.

— Выходит, отечественная смена не за горами?

— Да, как мне кажется, к следующей Олимпиаде в нашей команде будут два спортсмена, способных неплохо выступать на самом высоком уровне. Призер мира среди кадетов Владимир Марусов, сын известного мастера спорта международного класса по вольной борьбе могилевчанина Анатолия Марусова, и Джугашвили (мы зовем его Иосиф). Не улыбайтесь: он белорус, просто у него отец грузин. Вообще же, если кто–то сам приезжает в Беларусь, оседает здесь и хочет продолжить карьеру, мы не против, но специально приглашать — нет.

Алексей Куценко в белорусской борьбе личность знаковая. Именно он — первый заслуженный тренер БССР — открыл миру имя Александра Медведя и многих других известных спортсменов и тренеров. Поэтому именно к нему мы обратились, чтобы подвести итог своим рассуждениям.

— Я считаю, что нынешняя ситуация не самая правильная, но она определенно временная, — уверен Алексей Григорьевич. — Кое–кто из специалистов сегодня критикует проводимую Александром Васильевичем Медведем и всей федерацией борьбы политику, но, поймите, в нынешних условиях у них просто нет другого выхода. Пока равного Медведю борца в стране нет. Почему так получилось, спрашиваете? Главная причина в том, что большая часть средств, которые выделяются на развитие спорта, уходит на содержание уже состоявшихся мастеров, а детские спортивные школы практически не работают, тренеры уходят... Но эта ситуация, я уверен, вскоре изменится. Должна измениться...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter