Эксперт и сенатор Русакович - о последствиях пандемии в международных отношениях

Невидимый вызов с невиданными последствиями

Каким урокам учит мир нынешняя пандемия и почему позиция Беларуси в ходе ее преодоления вызывает уважение

Мы продолжаем рубрику, в которой белорусские парламентарии — члены Совета Республики и депутаты Палаты представителей — рассуждают на актуальные темы современности, касающиеся как внутренней политики нашей страны, так и международной повестки дня. Сегодня «Парламентская трибуна» предоставляет слово известному белорусскому эксперту-международнику и сенатору Андрею Русаковичу.

Сила в единстве 

Подходы Беларуси в регионе относительно преодоления проблем, связанных с пандемией коронавируса, весьма интересны и поучительны. Пандемия в настоящий момент представляет собой если не угрозу, то один из серьезных вызовов современности. Сформировалось несколько направлений ее преодоления, по которым крайне необходимо международное сотрудничество, развитие взаимодействия государств для преодоления общей проблемы. Первое из таких направлений — локализация и минимизация последствий пандемии в тех регионах, из которых она пошла: сперва в Китае, но КНР достаточно успешно справилась с этим, затем — в Южной Корее. В настоящее время основное число инфицированных сосредоточено в странах Западной Европы, Соединенных Штатах Америки, Иране. Сейчас происходит локализация и купирование механизмов распространения эпидемии на другие регионы: закрытие границ многими странами, санитарно-эпидемиологические мероприятия, приостановка транспортного сообщения, населению рекомендовано минимизировать свою мобильность, в том числе внутри государств, в ряде стран введены жесткие карантинные меры, задействованы различные ресурсы, включая силовые структуры.

Второе направление, также имеющее глобальное измерение, — поиск инструментов быстрого и эффективного тестирования и разработка вакцины от коронавируса. На это направлены значительные ресурсы и в рамках международных организаций, прежде всего Всемирной организации здравоохранения, и многих государств мира, особенно крупных, обладающих соответствующим научным и технологическим потенциалом. Решение этих задач в международном масштабе станет сигналом, что человечество эту пандемию преодолеет. Тем более что подобное происходит уже не впервые: на протяжении своей истории человеческая цивилизация вынуждена была периодически преодолевать подобные сложности.

Белорусская солидарность

Важным вопросом международной повестки дня является различие подходов государств, уровень координации их деятельности по преодолению общей проблемы пандемии коронавируса.

В этом отношении следует отметить показательный момент, определяющий в том числе и сущность белорусской внешней политики, — солидарный подход. Мы понимаем, что преодолеть общую беду можно лишь сообща. Отсюда и применяемый Минском подход: всемерное содействие другим государствам в преодолении пандемии, способствование гражданам других стран в возвращении на родину, посильная помощь нашей страны государствам, первыми столкнувшимся с проблемой коронавирусной инфекции.

Важным посылом мировому сообществу было и принципиальное решение не производить официального закрытия наших границ: это очень важный сигнал для граждан других стран, особенно соседних, о том, что они всегда могут вернуться к себе на родину через Беларусь. Нельзя не отметить поддержку международных усилий по решению коронавирусной проблемы: Беларусь следует направлениям, выработанным в рамках Всемирной организации здравоохранения; анализируется и учитывается опыт других стран по минимизации пандемии. Полагаю, соответствующие решения будут выработаны и в рамках Евразийского экономического союза, а также других интеграционных структур.

Мир станет другим

На безлюдных улицах Турина.
фото рейтер

Можно ли упрекать государства за разнообразные, а порой и жесткие меры? Ситуация во многих регионах, по сути, экстремальная — и правительства государств обязаны действовать исходя из соображений национальной безопасности. Они просто вынуждены принимать те или иные ограничительные меры. Другое дело, что такие меры должны опираться на общественное понимание и поддержку, собственные возможности и ресурсы, прежде всего это относится к национальным системам здравоохранения. Пример Италии наглядно демонстрирует, как бывает, когда система здравоохранения работает на пределе своих возможностей. В то же время китайская и южнокорейская системы здравоохранения в сочетании с усилиями всех госструктур сравнительно быстро и достаточно эффективно смогли преодолеть распространение пандемии.

Речь в данном случае идет ни много ни мало о национальной безопасности, и надо относиться с пониманием к тем или иным действиям различных государств, в том числе нашего. В данном случае демократические процедуры и меры национальной безопасности — вещи разного уровня. И порой бывает, что как раз жесткое соблюдение ограничительных мер, предписанных обществу, важнее всего остального. Тем более что мир после выхода из нынешней ситуации станет иным. Как представляется, придется пересмотреть многие вещи, на первый план выйдут вопросы безо­пасности личности, общества и государства. Мы видим, что не только традиционные угрозы в сфере безопасности (военного конфликта, ядерной войны, международного терроризма и т.д.), но и такие как пандемия COVID-19, не прогнозируемые прежде, создают колоссальную угрозу человечеству. Становится все более очевидной необходимость мониторинга подобных ситуаций, создания механизмов для их предупреждения и пресечения на ранней стадии. Ведь подобное будет проявляться и впредь: меняются Земля, климат, экология. Естественно, и направления международного сотрудничества государств будут существенно корректироваться. Да и в обществе, в государствах появится необходимость проведения своего рода ревизии приоритетов в различных сферах, таких как адекватность и эффективность принимаемых решений, реагирование на чрезвычайные ситуации, укрепление системы здравоохранения, информационная политика, социальная поддержка. Белорусские парламентское и экспертное сообщества должны быть к этому готовы.

Андрей РУСАКОВИЧ, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter