Невезучие острова сокровищ

О Курильских островах

Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи - не с них ли писал свой роман шотландец Стивенсон? Четыре самых южных острова Курильской гряды давно стали элементами русского и японского эпоса, приписывающего им баснословные богатства. То какой-нибудь сумасшедший ученый "откроет" там залежи нефти - "побольше, чем в Персидском заливе". То возьмут и подсчитают количество рыбы в прибрежных водах - тоже, мол, живые деньги. Депутаты по обе стороны от пролива Лаперуза очень любят рассуждать на тему стратегической значимости этих территорий: вот здесь, мерещится им, между островками застывшей лавы лежит великий морской путь, второй Суэцкий канал или, на худой конец, Босфор и Дарданеллы. Самим местным жителям от этого ни жарко, ни холодно - скорее холодно, учитывая широты и климат. А все эти потуги наловить рыбки в мутной воде на самом деле вполне прозрачны. Возникает закономерный вопрос, кому и зачем это надо?


Министра иностранных дел Японии, прилетевшего сегодня в Москву, судя по всему, ждет ледяной прием. Две страны уже 65 лет не могут закончить Вторую мировую войну - из-за проблемы с островами мирный договор между ними до сих пор не подписан, следовательно, они находятся в состоянии войны по формальному признаку. Война эта, к счастью, "холодная", но случаются в ней периодические оттепели, одну из которых мы и наблюдаем сейчас.


Все началось с прошлогодней поездки российского Президента на Кунашир. Ноябрьский вояж Дмитрия Медведева стал первым визитом российского лидера на спорные, по мнению Токио, территории. Видимо, этим следует объяснять столь нервную реакцию японского МИДа, который в крепких выражениях начал доказывать, что Советский Союз незаконно забрал себе Южные Курилы в качестве военного трофея.


Российские и японские историки могут до бесконечности спорить, чья нога первой ступила на эти острова. Но это было так далеко от Токио и от Санкт-Петербурга, что руки до них дошли только в середине XIX века. Два императора тогда с легкостью могли позволить себе обмениваться территориями, не взирая ни на какое общественное мнение. Южная часть Курил тогда значилась за Страной восходящего солнца.


Россиянам совершенно не понять, почему японцы простили американцам Хиросиму и Нагасаки, но потерю четырех небольших островков считают национальной трагедией и даже учредили себе в феврале День северных территорий. Недавно отмечая его, премьер-министр Японии Наото Кан не сдержался и назвал поездку российского Президента "непозволительной грубостью". Не известно, как он выразился по поводу того, что японские нацисты после этого сожгли российский флаг, хотя, наверное, должен был что-нибудь сказать по этому поводу.


Пришлось говорить Дмитрию Медведеву. Он приказал дополнительно разместить на Курильских островах вооружения, которые были бы, по его мнению, "достаточными" для их защиты. Грань между достаточно и чересчур оказалась совсем тонкой: для защиты "исконно русских территорий" Россия готова отдать все самое лучшее, что есть у нее (два дивизиона С-400), и даже больше (оба вертолетоносца "Мистраль", которые Россия планирует закупить у Франции).


Кто уже сейчас вспомнит о том, как Борис Ельцин в 97-м году варил уху на Енисее вместе с Рютаро Хасимото. Чтобы у Рю было хорошее настроение, как признался в своих мемуарах Борис Николаевич, во время рыбалки ему, как в "Бриллиантовой руке", практически насаживали рыбу на крючок. Они тогда договорились, что в 2000 году подпишут мирный договор. "Это для нас крайне важно, - писал в своей автобиографии Борис Ельцин. - Ведь в перспективе это крупнейшие японские инвестиции в сибирскую промышленность, в энергетику, в железные дороги. По сути, начало экономического возрождения России уже не с запада, а с востока".


"Две страны могут жить в мире и дружбе и без мирного договора", - высказывает сегодня в своей редакционной статье общую точку зрения "Независимая газета". Япония сегодня уже не является безоговорочным лидером в Азии, как раньше, сотрудничество с ней важно, но не критично.


В редакционном комментарии японская "Асахи симбун" правдоподобно анализирует причины обострения. "Власть премьер-министра Кана ослабла до такой степени, что его администрация не может даже провести проект бюджета на 2011 год, - отмечает издание. - А в России начинается свой сезон большой политики. В конце года состоятся выборы в Государственную думу, а вслед за ними весной 2012 года пройдут выборы президента".


Остается надеяться, что в этой ситуации, когда обеим сторонам даже выгодно некоторое напряжение, можно сыграть на патриотизме, причем без опасных последствий, все ж цивилизованные люди, в выигрыше окажутся жители Южных Курил, о которых снова вспомнили.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter