Невероятное и очевидное

В "независимых" газетах опубликованы результаты очередного социологического опроса "независимого" института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ).
В "независимых" газетах опубликованы результаты очередного социологического опроса "независимого" института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ).

Читаешь и глазам не веришь - "рейтинг доверия Президенту, т.е. готовность людей голосовать за него на новых президентских выборах, в очередной раз несколько понизился, остановившись на отметке 26,2 процента". По форме - тянет вроде бы даже на сенсацию. А стоит проанализировать содержательную часть, картина видется совсем иной... Оставим в стороне то, насколько объективны результаты исследований "независимых социологов". Но смешивать рейтинг доверия Президенту и готовность людей голосовать за него - несерьезно. Это абсолютно разные вещи.

Допускаю, что рейтинг Президента в современных условиях снизился и составляет не 50 - 55 процентов (как ранее), а находится в пределах 35 - 45. Но ведь все познается в сравнении. Например, рейтинг президента Л.Кучмы стабильно составляет 8 - 10 процентов, а степень доверия к Б.Ельцину в 1996 году, накануне президентских выборов, составляла лишь 6 - 8 процентов. Рейтинг же другого президента - Э.Шеварднадзе - вообще трудно комментировать. Но все эти данные оппозиционная пресса обходила и обходит, конечно, молчанием. Вполне уместно напомнить и о том, что некоторые наши политические болельщики постоянно уверяли в высоком рейтинге бывшего литовского президента (прибывшего из США) В.Адамкуса. По их данным, он колебался около 50 - 60 процентов. Но на выборах победил почему-то Р.Паксас.

С другой стороны, посмотрите, как односторонне подается информация. Допустим, рейтинг А.Лукашенко действительно составляет 26 процентов. Но ведь рейтинги различного рода оппозиционных деятелей в настоящее время равны практически нулю. Но об этом в т.н. негосударственных СМИ ни слова. Оказывается, такие результаты не подлежат разглашению. Лучше не позориться, а просто заявить об отсутствии "приемлемой альтернативной фигуры в Беларуси". Странно получается. В 2001 году, накануне президентских выборов, различного рода деятели уверяли, что рейтинг В.Гончарика превышает рейтинг А.Лукашенко. После выборов они вновь рвали рубашку на груди, утверждая, что победил на самом деле В.Гончарик. Ну если не победил, то по крайней мере отстал не в 5 раз по итогам голосования, а лишь на несколько процентов.

Полноте, господа! Если бы В.Гончарик в то время действительно имел сопоставимый с А.Лукашенко рейтинг, то через год или полтора он никак не мог бы скатиться к нулю.

Интересно отметить и другие методологические изыски. Например, в одной минской газете утверждается: "Еще один поразительнейший вывод из опроса

НИСЭПИ. Свыше 80 процентов избирателей, готовых к альтернативе, выражают неудовлетворенность развитием демократии и соблюдением прав человека в Беларуси. То, что с точки зрения властей затрагивает интересы лишь "политических отморозков", беспокоит сегодня почти 4 миллиона избирателей. А это более половины белорусского электората". Так ли это на самом деле? Не будем идти на поводу у очередного незадачливого "аналитика", а лучше обратимся к самим результатам работы НИСЭПИ. Оказывается, отвечая на вопрос "Какие первоочередные проблемы внутри страны требуют, на ваш взгляд, неотложного решения?", лишь 7,5 процента респондентов назвали "нарушение прав человека". Значит, на самом деле лишь каждый четырнадцатый из взрослого населения "озабочен" у нас правами человека. Но это совсем не 4 миллиона избирателей, а в 10 раз меньше.

Примечательно и другое. Сотрудники НИСЭПИ задают опрашиваемым провокационный вопрос: "Какие положительные изменения может принести вхождение в состав России?", а "независимые СМИ" тиражируют его и вдалбливают в голову простого обывателя. Президент же неоднократно заявлял, что дискуссия о вхождении Беларуси в состав России завершена. Речь может идти и идет лишь о равноправном союзе Беларуси и России. Но заангажированные "акулы пера" знай талдычат свое, одновременно проливая слезы по утере суверенитета Беларусью.

Вместе с тем даже по данным НИСЭПИ, доля граждан, готовых проголосовать на референдуме за Конституцию Союзного государства Беларуси и России, растет и составляет сейчас 50,3 процента. А это означает не что иное, как рост поддержки деятельности Президента, его курса на интеграцию с Россией.

Конечно, буревестникам, впавшим в анемию из-за отсутствия информационных поводов, хочется делать совсем другие выводы. Что они и делают. По итогам исследования одна из газет заявляет: "Возникает впечатление: народ созрел. Однако революционной ситуации почему-то не чувствуется". Бедняги! Сколько уж лет наши оппозиционеры денно и нощно работают на революционную ситуацию. А ее все нет и нет. Так и хочется сказать: "Господа! Хватит работать на уровне впечатлений, выдавая желаемое за действительное".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter