Почему часто договор является приговором нашей беспечности и доверчивости?

Невеликий комбинатор

Письменный договор по праву является важнейшим изобретением в истории человечества. Потому что позволяет людям изложить на бумаге все причины, по которым они не доверяют друг другу. Согласитесь, что, подписывая тот или иной договор, мы всегда в душе немного нервничаем.

Договор, о котором пойдет речь, являлся типовым. Во всяком случае, таковым его назвал коммерсант. По его мнению, это должно было вызвать доверие у клиентов. Мол, все подписывают, и вы не переживайте. Как результат, сегодня разбираем историю, которая вписывается в формулу монтера Мечникова из романа «Двенадцать стульев»: «Утром деньги, вечером стулья».


ДАНО. Декабрь 2019‑го. Столичная семья Барановых накануне Нового года решила купить шесть добротных стульев. Рынок может удовлетворить любой каприз покупателей. Остановились на классических стульях из бука с тканью веселой расцветки. Фирма, готовая воплотить мечту, нашлась скоро. Через три часа расторопный коммерсант показывал Барановым образцы обивочных тканей и мастик для дерева. К согласию пришли в этот же день. Договор на шесть стульев по цене 500 рублей за штуку собрались подписать немедленно. Бизнесмен, шутливо отметив, что ничто так не укрепляет веру в человека, как предоплата, предложил клиентам внести оную в размере 70 процентов от стоимости заказа, то есть 2100 рублей. Остальные деньги — после доставки заказа. Уже поставив подписи в договоре и отсчитывая купюры, глава Барановых заметил, что в договоре указана 100‑процентная предоплата. Бизнесмен успокоил: «Договор типовой, и условие о частичной предоплате между нами сохраняется. Если бы я хотел вас обмануть, то взял бы 100 процентов, я же прошу 70». Согласитесь, логика в этом есть.
Почему же спустя почти год нет стульев, хотя по условиям договора они должны были занять свое место в гостиной Барановых еще в феврале 2020 года?
АНАЛИЗ. Человеческая природа такова, что не любим мы давать деньги вперед. В самом понятии предоплаты заключен вечный конфликт: покупателю не нравится платить до поставки товара или оказания услуги, а продавец чувствует себя спокойнее, получая деньги заранее. Последнего можно понять. Кто возместит убытки, если клиент откажется от сделки, а уже потрачены деньги на закупку материалов, ряд работ… Поэтому пред­оплата — это подтверждение намерения. Редкие предприниматели и организации работают без нее. Вот и получается, что в невыгодном положении, как правило, оказываются клиенты.

Сегодня глава семьи сетует, что именно это сыграло с ним злую шутку:
«Мы почти год требовали выполнить наш заказ, он всячески увиливал: то он болеет, то сотрудники, то подрядчики подвели… Когда я почти через десять месяцев жестко поставил условие вернуть деньги, то он мне заявил, что раз я предварительно полностью на 100 процентов не оплатил работу, как это было прописано в договоре, то и делать он ничего не будет. Мол, мы нарушили договор».
Согласитесь, высшая степень наглости. Надо полагать, что подобной уловкой с договором предприниматель пользовался не раз.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. Главной ошибкой Барановых было подписание якобы типового договора с разночтениями. То есть на бумаге прописаны 100 процентов, а коммерсант устно предложил заплатить 70. Сразу заметим, что в таких случаях типовых договоров нет. В документ по взаимному согласию стороны могут вносить свои условия. Еще в декабре 2019 года Баранов должен был прописать, что предоплата составляет именно 70 процентов. Волей‑неволей Барановы нарушили условия договора, но адвокат Кристина Марчук считает, что с высокой долей вероятности деньги возможно вернуть:

«Действительно, в договоре предусмотрена 100‑процентная предоплата и клиенты до начала работ должны оплатить всю сумму. В противном случае, если прописанное в договоре исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, то есть в нашем случае предприниматель, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей не предоставленному исполнению».

— Но, позвольте, — возмутится глава семьи Барановых, — ведь он за все время ни словом ни заикнулся о том, что мы что‑то должны доплатить! И не только не поставил нас в известность о том, что отказывается выполнять договор из‑за этого, но и клятвенно заверял, что вот‑вот стулья будут готовы!

Сейчас в этом деле забрезжил первый лучик надежды. Адвокат Кристина Марчук говорит, что подрядчик обязан был поставить потребителя в известность о приостановлении работ и отказе от выполнения договора. Причем не на словах, а в письменном виде: «Раз предприниматель не уведомил Барановых о том, что он не станет выполнять договор, то последний обязан выполнить. Более того, подрядчик, со слов клиента, ведет себя недобросовестно: вводит его в заблуждение относительно типовых договоров, находит разные причины, не отвечает на звонки, деньги не возвращает. Поэтому необходимо выслать в адрес подрядчика претензию с требованием расторжения договора. Если он ответит на нее отказом, то следует обращаться в суд, где, помимо возврата суммы предоплаты, надо потребовать взыскания неустойки за несвоевременное исполнение условий договора, а также за нарушение семидневного срока для расторжения договора по требованию потребителя. Пеня в таком случае составляет один процент за каждый день невыполнения обязанностей, если иной размер не установлен договором».

ИТОГО. В настоящее время у Барановых в активе новые знания юридического толка, а также уверенность в том, что рано или поздно свои деньги они вернут. Последнее зависит от настойчивости и… платежеспособности коммерсанта.
Не секрет, что если за душой у него ничего нет, а квартира, машина, дача, фирма оформлены на жену или бабушку, то процесс возврата средств может затянуться.
Поэтому советы традиционные:

• прежде чем выбрать подрядчика, изучите в интернете историю его бизнеса, читайте отзывы;

• не гонитесь за дешевизной, скупой платит дважды;

• внимательно читайте каждый пункт договора, особенно те, которые прописаны мелким шрифтом;

• если возможно, заключайте договор без условий пред­оплаты. Или, по крайней мере, она должна составлять процентов 20—30 от полной стоимости;

• сохраняйте все чеки, квитанции, договоры и допсоглашения, сканы переписки в интернете и мессенджерах с подрядчиком;

• если возникли спорные вопросы, не затягивайте время, а как можно скорее обращайтесь в общество по защите прав потребителей.

usachev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter