На безобидной с виду «ватрушке» можно серьезно покалечиться

Неуправляемый полет

Когда стоит выбор между тяжелыми неуклюжими санками и в прямом смысле легкими на подъем и спуск всевозможными ледянками и надувными «ватрушками», несложно угадать, чья возьмет. Но, к сожалению, далеко не все взрослые (что уж говорить о малолетних несмышленышах) задумываются о последствиях пользования такими приспособлениями. Результат налицо: только за минувшие выходные в Республиканском центре детской неврологии и нейрохирургии приняли 40 юных пациентов, ставших жертвами катания на тюбингах. В понедельник — еще 16. Диагнозы типичные: легкая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, переломы конечностей… И это, как говорится, еще легко отделались. Ведь практически неуправляемые «ватрушки» могут и до трагедии довезти.

Фото  БЕЛТА

С ветерком

Оборудованные трассы для «ватрушек» с правильным углом склона и снежными бортиками, которые не дадут тюбингисту отклониться от маршрута, в основном находятся за городом, в парках активного отдыха и горнолыжных центрах. В самом Минске их не так много, однако с каждым годом количество увеличивается. Одна из немногочисленных «правильных» трасс находится за универмагом «Беларусь»: здесь на возвышенности в снегу прорыт желоб, по которому один за другим скатываются разноцветные «бублики».

Если своего «транспорта» нет, его можно арендовать, благо рядом работает пункт проката. В среднем час удовольствия обойдется в 4 рубля, есть возможность арендовать на меньшее время — до 30 минут за 3 рубля. День катания будет стоить 10 рублей, два дня — 19, а если брать «плюшку» сразу на неделю, заплатите 49 рублей. К слову, если испортите или потеряете тюбинг, придется распрощаться со 100 рублями. А вот арендовать его в пунктах проката, расположенных не возле горок, дешевле: суточное пользование в среднем обойдется от 7 до 20 руб­лей, недельное — 25—30. Оформляют прокат на тех, кому уже исполнилось 18 лет, разумеется, при предъявлении удостоверяющего личность документа.

— Самое популярное время для катания — 11 и 18 часов. С 13 до 15 никого нет, мы в шутку называем это «тихим часом», — говорят в пункте проката возле универмага «Беларусь». — Катаются в основном родители с детьми и подростки. Тинейджерам «плюшки» в аренду не даем, даже если очень просят. Договор заключаем только с теми, кому уже больше 18. К счастью, травм на нашей горке я не припомню. Врезаться здесь не во что: деревьев внизу нет, проезжая часть далеко. Хотя, честно говоря, нашлись и такие ребята, что обкатали горку со всех сторон. Даже со стороны тротуара, куда вылетали ездоки на своем «транспорте».

В столичном парке Тивали оборудованной горки нет, поэтому желающие получить свою порцию адреналина просто забираются на возвышенность и скатываются вниз. Если честно, присоединиться к катающимся не тянет: трасса неровная и бугристая, а если тюбинг изменит траекторию, есть шанс «приземлиться» на детской площадке. Впрочем, 14-летнего Пашу это не смущает:

— Я часто сюда прихожу. Родители даже рады, что не сижу весь день за компьютером после школы.

А вот Наталья выбрала для пятилетнего сына Макара другой «транспорт» — обычные деревянные санки:

— Они как-то привычнее. Тюбинг неуправляемый, его не остановить, развивает слишком большую скорость, так что мы — пас.

Травмоопасное развлечение

Хотя снег выпал совсем недавно, и, казалось бы, покатались с горок всего ничего, но уже есть травмы, и их довольно много. Чего стоят данные из Республиканского центра детской неврологии и нейрохирургии. Одним из резонансных случаев стал наезд водителя такси на мальчика, который спускался на санках-ледянках в Минске в прошлые выходные. Горка, с которой ребенок попал прямо под заднее колесо автомобиля, примыкает к проезжей части. Водитель даже не заметил, что кто-то в него врезался. Только когда начали кричать очевидцы, он затормозил. Ребенка госпитализировали, предварительно была диагностирована черепно-мозговая травма.

Увы, это не единственный случай, когда катание оборачивается трагедией. В декабре 2019 года под Минском погиб девятилетний школьник: спускаясь на тюбинге с горы, он врезался в фонарный столб. Зимой 2018-го 11-летняя витебская школьница получила тяжелые травмы от столкновения с деревом, а в Заводском районе Минска шестилетний мальчик на скорости ударился о стену.

Травмируются при катании с горок не только дети. Недавно в Санкт-Петербурге 27-летний парень погиб и трое его друзей получили различные по степени тяжести травмы в результате катания на «ватрушке». По словам очевидцев, группа молодых людей скатилась с опасного склона и врезалась в дерево. В тот же день несовершеннолетняя сломала позвоночник, катаясь на снежной горке в Ленинградской области.

Почему так происходит? Тюбинг создан из очень скользкого материала, поэтому он набирает большую скорость, контролировать которую невозможно, и есть вероятность врезаться в ограждение, дерево, стену, людей. Отсюда и высокая вероятность травмирования. Катаясь, например, на санках или ледянке, ребенок или взрослый может тормозить ногами, изменить направление движения, в крайнем случае специально выпасть, чтобы избежать столкновения. При этом он серьезную травму не получит.

— В последние пять лет тюбинговая травма зимой вышла на первое место. Это связано с тем, что, катаясь на тюбинге, ни ребенок, ни взрослый, как правило, не достает ногами до снега, поэтому не может управлять этим снарядом. Более того, это очень быстрое движение, бесконтрольное, даже с вращением. И если впереди окажется препятствие, катающийся получит травму, — отмечает руководитель Республиканского центра детской нейрохирургии, главный внештатный специалист по детской нейрохирургии Минздрава Михаил Талабаев.

По словам медика, к ним в центр попали всего 1—2 ребенка, которые получили травму, когда катались в «Силичах» и «Логойске», то есть в специально оборудованных местах без препятствий. Остальные травмы дети получали во время катания с дворовых горок и прочих возвышенностей.

— При невозможности выехать в специально оборудованные места взрослым следует организовать детям безопасное катание, — рекомендует Михаил Талабаев. — Для этого несколько родителей могут объединиться и контролировать процесс: двое стоят внизу горки, двое — наверху, и пока не съедет один ребенок, следующий не начинает движение.

В ТЕМУ

Проблему небезопасных горок решает Мингорисполком, который, собственно, и проявил инициативу по обустройству мест для катания на тюбинге. Заместитель председателя Мингорисполкома по жилищно-коммунальному хозяйству Александр Дорохович поясняет:

— Два года назад по всему городу мы сделали около 40 горок. Если раньше запрещали кататься, то в последние годы придерживаемся иной позиции: не запрещать, а создать условия. Вместе с администрациями районов, сотрудниками МЧС выбирали места, которые, по мнению специалистов, безопасны для катания на тюбингах, санках и так далее. Параметров отбора таких мест не так много. Во-первых, горка не должна выходить на проезжую часть. Второй параметр — отсутствие столбов, деревьев, третий — безопасный угол уклона. Выбрав места, провели ряд мероприятий — подсыпали земли, сделали контруклоны, поставили ограждающие конструкции, вырубили зеленые насаждения. Например, горка за универмагом «Беларусь» была просто откосом. Мы сделали контруклоны, чтобы дети не вылетали на тротуар, засеяли их газоном, а когда пришла зима, стали накатывать и подливать водой. Сейчас на этой горке ты едешь в контруклон и поворачиваешь резко влево, а не под ноги прохожим.

Прошлой зимой снега было немного, поэтому мы его подсыпали на горки. Сейчас снег «пришел» сам, так что лишь слегка кое-что «отшлифовали». Стоит понимать, что детей много, они могут кататься по нашей горке, а порой и рядом с ней, чтобы не толпиться. Из-за этого происходят травмы. Поэтому мы продолжим практику обустройства безопасных горок в городе, чтобы родителям с детьми не надо было далеко ехать — вышел из дома и получай положительные эмоции, съезжая со склона.

yankovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter