Неуместные эмоции

Зачем «сортировать» покойников по вере? Религиозные споры разгорелись на кладбище под Смиловичами

В современной Беларуси мирно живут все, кто уважает закон, традиции и свою веру. И уж тем более у нас не принято делить людей по национальному или религиозному признаку, после смерти тревожить душу покойника межконфессиональными распрями и предрассудками. Однако сейчас именно этот росток несмело поднимает голову, и за отдельными случаями кроется глобальная морально–нравственная проблема. Ведь одно дело, когда погосты для представителей разных конфессий были в императорской России, где людей старались разъединить и в жизни, и на кладбище, и совсем другое — современная Беларусь. Зачем сегодня вносить смуту в единый по духу белорусский народ?


Несколько лет назад среди обычных рекламных объявлений в газету затесалось одно с Витебщины с предложением услуг «захоранивать на православном кладбище». Мол, «возрождена давняя традиция, когда православных хоронили с православными, а людей других конфессий — с их единоверцами».

То есть представителям других вер и конфессий последний путь туда заказан? А что делать с неверующими покойниками?

Теперь уже который месяц не утихают споры на религиозной почве и на кладбище под Смиловичами, названном в народе дукорщанским. Сестры Антонина и Наталья летом похоронили там мать, христианку. Положили в земельку рядом с родственниками, православными и мусульманами. Но оплакать ее по–человечески не дали: вскоре после похорон кто–то спилил на свежей могиле крест. «Мама прожила здесь 50 лет, преподавала в местном колледже. Писала стихи, — младшая из сестер читает мне последний. О том, как мирно всегда жили в Смиловичах белорусы и евреи, татары и русские, армяне и грузины, молдаване и уж тем более не делили землю на общественном кладбище. — Когда маму хоронили, люди говорили, что ходит тут один местный, называет себя смотрителем кладбища и оскверняет могилы. Не прошло и 40 дней, как спилили крест».

Дочери покойной обратились в милицию, газету. К ситуации присмотрелись. Нарушителем оказался называвший себя кладбищенским смотрителем Сапар Канапацкий. Поступок он свой не отрицает и не считает себя виноватым. Мол, его, ухаживавшего за захоронениями своих единоверцев представителя мусульманской общины, возмутило появление на условно мусульманской части кладбища православного символа. Потому и спилил его. «В одну из встреч с С.Канапацким, — рассказывает мне Тоня, — он заявил нам, что якобы он на кладбище главный, с ним нужно согласовывать похороны и платить некий сбор. А без этого, мол, не имеем права здесь хоронить. Как это понимать? Мы сделали все по закону».


Бесчинства на дукорщанском кладбище, говорят местные, творились и раньше. Не единожды на памятниках закрашивались кресты, есть случаи, когда захоронения и кресты поджигали. Смиловичане возмущены беззаконием там, где мертвые должны бы обрести покой: «Нельзя так. Все ведь по одной земле ходим. Кладбища должны быть для всех, общие».

В Смиловичском сельском исполкоме, на чьем балансе кладбище, соглашаются, что такого быть не должно. «Это самоуправство. Мы уже провели работу с этим человеком, больше он там хозяйничать не будет. Он и прежде не имел на это права. Мария Владимировна была похоронена законным путем», — зампредседателя сельисполкома Ирина Мартинович говорит, что кладбище возле Дукорщины общественное и хоронить люди могут в любом его месте, никто не имеет права в этом помешать. То есть никаких посторонних «смотрителей», почувствовавших себя хозяевами, в городе мертвых и близко быть не должно.

Евгений Сачек.
— Случай действительно сложный, — делится мнением официальный представитель УВД Минской области Евгений Сачек. — Произошедшее с захоронением, несомненно, выходит за рамки принятых в нашем обществе устоев поведения. По данному факту милиция провела проверку, установила причастного к инциденту гражданина. Собранные нами материалы были переданы в Червенский райотдел СК. На данный момент РОСК предварительное расследование по недавно возбужденному уголовному делу прекратил, решив применить к С.Канапацкому административное взыскание.

Дай волю деятелям вроде Сапара, тут же начнут «сортировать» покойников по вере. А прожили супруги душа в душу 60 лет, он мусульманин, она православная. И что, их в разных местах хоронить? Нехорошо это. Как верно сказал мне один батюшка: в земле все равны, а вот «украшение» могилы — личное дело родственников усопших. Хотят поставить православный крест — пожалуйста. Со мной соглашается и протоиерей Сергий Кузьменков, председатель синодального отдела Белорусской православной церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими воинскими формированиями:

— Кладбище — это не место для конфликтов. В современной Беларуси всегда все жили мирно, и таких прецедентов, как под Смиловичами, не припомню. Я был очень удивлен. Этого нельзя оставлять без внимания. Ведь сегодня человека оскорбляет, раздражает крест на кладбище — и он его спиливает, а завтра что, с ножовкой в храм пойдет? Потребует убрать кресты у дорог? Считаю, что этот поступок бросает тень на всех мусульман и дает повод некоторым размышлять о вседозволенности. Этого быть не должно. Кладбища у нас общественные. Здесь хоронят и католиков, и мусульман, и евреев, и атеистов. И никто не возмущается. В целом верующий человек должен уважать прах покойного. К тому же балансодержатель кладбищенских земель — сельсовет, он и дает разрешение на захоронение, посторонние люди не должны диктовать свои условия. Есть закон — соблюдайте. Не разделяю я и стремления некоторых создавать погосты по конфессиональному принципу. Ничего хорошего из этого не выйдет. Это не объединит, а разъединит людей. Нужно уважать страну, в которой живем.

Я попросила высказать свое отношение к произошедшему Муфтия Мусульманского религиозного объединения в Беларуси Абу–Бекира Шабановича:

Абу–Бекир Шабанович.
— Да, на смиловичской земле исторически сложилось так, что уже более 4 веков кладбище условно поделено на две части. Но, учитывая то, что сегодня там много смешанных браков, родственники хотят быть похоронены рядом друг с другом. И опускаться до вандализма, как это получилось в Червенском районе, нельзя. Так поступать запрещено и по религиозным канонам, и по законодательству нашей страны. Сапар Канапацкий уже наказан: возместил ущерб за испорченный крест и оплатил штраф за административное правонарушение. Кроме того, муфтият отстранил от должностей в Смиловичах прежнего руководителя общины и имама, направив на место нашего представителя совмещать эти функции, временно, до стабилизации обстановки. Также в поселке проведены собрания с верующими с участием местных органов власти, в смешанных семьях расскажут о нюансах захоронения. Всем объяснено, что нужно уважать людей другой веры и как в таких случаях правильно поступить. Многие поняли, что при захоронении с родственниками разной религии не нужно выставлять религиозную символику.

А как относятся к этому представители культуры.

Владимир Мищанчук.

— В нашей стране очень уважительно относятся ко всем религиям, конфессиям, общинам.
— Не скрывает эмоций Владимир Мищанчук, декан театрального факультета Белорусской государственной академии искусств, артист Театра–студии киноактера. — За это можно сказать спасибо руководству страны, конфессиональным представителям. Сложно предположить, чтобы здесь не смогли ужиться люди разной веры. А если проявляются даже малейшие ростки подобного, их следует пресекать на корню.

Вот я, к примеру, вырос на Полесье. В деревне были смешанные семьи, жили православные, евреи. И у нас никогда не возникало вопросов. Почему же мы должны отделяться друг от друга заборами после смерти? Какая разница, какого вероисповедания человек? Ну хотите, хороните его по обычаям и канонам веры, но не делите покойников на месте их последнего пристанища.

Владимир Пугач.
А вот высказывание еще одного светского человека — фронтмена группы J:Морс Владимира Пугача:

— Да, у нас, у человечества, есть разные исторически культурные корни и разные религии. Потому мы по–разному воспринимаем ценности, правила поведения, базирующиеся на уникальном культурном коде. Это факт, и от этого никуда не деться. Но, на мой взгляд, это не должно являться основанием для насилия и агрессии. При любых обстоятельствах.

Пару лет назад под Барановичами католики и православные вместе построили на кладбище межконфессиональную часовню, в ней — и католическая скульптура Божией Матери, и православные иконы. В середине стилизованного грота находится скульптура Девы Марии, с трех сторон в нишах — иконы, по бокам — православный и католический кресты. Или взять Старосеменовское кладбище в Витебске, сохранившееся с дореволюционных времен. В начале ХХ века оно состояло из трех частей — православного, лютеранского и военного кладбищ, но со временем все три некрополя слились в один. И так по всей стране. Исторически сложилось, что у нас много погостов, где рядом покоятся католики и православные, мусульмане и евреи, люди атеистических взглядов. И кресты соседствовали с памятниками, где были разные символы, большинство фронтовиков уходили в мир иной под звездой, с которой они служили Отечеству, одержали победу над фашизмом. И это был цивилизованный подход. А вот то, что произошло в маленьком городке Минщины, добрым словом не назовешь...

gladkaya@sb.by

Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
береза, 67, минск
Этот случай нельзя рассматривать как соседские разборки. Это уголовно наказуемое деяние, это вандализм, разжигание национальной и религиозной вражды и розни и еще минимум две статьи УК. И позиция правоохранительных органов не понятна. Надо наказать по всей строгости уголовного права, старый человек, какой он пример подает молодежи, пример вседозволенности.
Владимир, 43, Минск
Я в шоке. Т.е. в Витебске женщина срезала цветы на клумбе и СК тут же возбудил уголовное дело, этот вандал срезал КРЕСТ НА МОГИЛЕ!!! и решили не возбуждать уголовное дело???!!! Возместил ущерб—это как????
Татьяна
Интересно как понимать слова муфтия ,«Всем объяснено, что нужно уважать людей другой веры и как в таких случаях правильно поступить. Многие поняли, что при захоронении с родственниками разной религии не нужно выставлять религиозную символику.»?Они все-таки буду командовать нам как нам,христианам,правильно хоронить своих родственников?прятать кресты?а то их оскрбим???
А ведь и не ваша больше уже повариха ((((

Религиозность должна оставаться за пределами вашей работы, ну  а  и  тем более кладбища. Все точка!!!

береза, 67, минск
Этот случай нельзя рассматривать как соседские разборки. Это уголовно наказуемое деяние, это вандализм, разжигание национальной и религиозной вражды и розни и еще минимум две статьи УК. И позиция правоохранительных органов не понятна. Надо наказать по всей строгости уголовного права, старый человек, какой он пример подает молодежи, пример вседозволенности.
Человек
береза, 67, минск, да,Вы правы. Неужели останется безнаказанным???? И милиция даже не заинтересуется фактом взимания «сборов» за захоронения на государственном кладбище каким-то левым человеком ? И куда эти деньги идут? Может правильно делится?
Надежда
Ну раз не хотят жить по законам государства их приютившего, значит отвечать по уголовному законодательству. За осквернение могилы сколько положено, что бы другим не повадно было? За цветочки под снегом до 6 лет, а за это злодеяние?
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?